«Дюна»

Дюна«Дюна» - название, которое на слуху практически у всех. Кто-то прикоснулся к этой чудесной вселенной через легендарную компьютерную игру (о, моё сердце накрыли тёплые воспоминания), кто-то непосредственно через книги, а кто-то через экранизацию Линча. В любом случае, не важна дверь, через которую вошли в мир, сотворённый Фрэнком Гербертом. Важен сам факт открытия. Потому что и по сей день франшиза цветёт и пахнет, привлекая людей в ряды поклонников. Чуть ниже мы немного поговорим о самой книге, а также о том, как её переносили на киноэкраны.

Книга (астрологи объявляют пару абзацев со спойлерами, но без конкретики)

«Дюну» можно смело считать одним из важнейших научно-фантастических романов. В когорту величайших произведений серия попала неслучайно. Фрэнк Герберт сумел создать многослойную и сложную историю, которая поражает размахом и грамотно сочетает в себе политику, религию, конечно же, любовь и ненависть. И это далеко не весь спектр затрагиваемых тем. Поверьте, их куда больше.

Представим: далёкое будущее, в котором люди отказались от разумных машин, включая компьютеры и многочисленных роботов. Кто вспомнит «Терминатора», тот поймёт причину отказа. Вместо точных и бесчувственных роботов люди сделали ставку на развитие способностей: умственных и экстрасенсорных. Вскоре находится планета Арракис, на которой производится спайс (пряность, меланж). Помимо наркотического действия, ресурс обладает некоторыми дополнительными вещами:
• Если употреблять достаточно долго, можно подсмотреть, что там будет в будущем. Из этого выливается значительное упрощение межзвёздных перелётов. Навигаторы кораблей с помощью спайса могут прокладывать безопасные маршруты и не попадать врасплох.
• Отдельных женщин спайс наделяет способностью «подключиться» к памяти своих предков по женской линии, кристаллизуя эту самую память и сохраняя в границах династии. Культ Бене Гессерит как раз таки относится к таким. Они увлечены выведением, так называемого, Избранного – Квисатц Хадераха. Этот самый избранник сможет сохранять генетическую память по обеим линиям – мужской и женской. Помимо этого он получит дар предвидения, покорив вообще всё: время, пространство и прочие приятные и необъятные вещи.

Собственно, после войны с роботами, человечество находится под крылом Императора. Но, вольно обращаясь со строками классика, «прогнило что-то в этом королевстве». На планетах находится ряд так называемых Домов (ближайший ориентир для тебя – «Игра престолов»). Разумеется, Дома ведут борьбу за власть, влияние, ресурсы и так далее. А конкретно:
• Дом Атрейдесов – род, который набрал значительный вес в Империи и имеет крайне высокие шансы получить имперский трон. Собственно, его члены играют весомую роль в саге.
• Дом Харконненов – род, который находится в контрах с Атрейдесами. И вражда уходит корнями ну очень далеко. Собственно, основной конфликт завязан на том, что представителей этого Дома изгнали с Арракиса, который находился под гнётом их тирании.
• Дом Коррино – род, который подсуетился и захватил власть после той самой кровопролитной войны с машинами.

Возвращаемся к книге.

Итак, волей Императора Шаддама IV управление Арракисом переходит в руки Атрейдесов. Герцог Лето Атрейдес, не имея особого выбора, принимает наказ и обещает жителям пустынной планеты превратить её в процветающий рай. Вместе с собой он берёт Пола Атрейдеса (сына и по совместительству главного героя), леди Джессику (наложницу, мать Пола) и «всю королевскую конницу, всё королевскую рать».

Однако уязвлённый Владимир Харконнен не желает так просто отказываться от владений (напомню, что Арракис = спайс = огроменная власть и деньги). И, заручившись поддержкой Императора, готовит военный переворот и новый виток вражды между Домами.

На этой ноте, думаю, стоит закончить, потому что дальше начинается действительно опасная территория. Не хочется испортить вам впечатление от просмотра фильма/прочтения книг. Благо, Дени Вильнёв сумел надеть двух с половиной часовой костюм только на половину (!) первой (!!) книги. Так что, могу лишь сказать: БЕГИТЕ В КИНОТЕАТР ИЛИ ЖДИТЕ НА СТРИМИНГОВЫХ ПЛАТФОРМАХ!

Да, в вышенаписанном не отмечено о-о-очень многое (фримены, песчаные черви и т.п.). Но поверьте, уж лучше погрузиться в мир «Дюны» самому, а не читать короткие спойлерные выдержки. Потому что творение Фрэнка Герберта и по сей день обладает невиданной силы шармом и притяжением. «Дюна» подкупает проработанностью мира и размахом, который раскрывается в последующих книгах.

Это огромное, эпичное, глубокое (хоть сейчас и может восприниматься как предсказуемое) полотно, в котором намешаны и психология, и философия, и религия, и куча других ингредиентов. И полотно это действительно интересно и по сей день.

А теперь перейдём к фильмам.

«Дюна» Ходоровски

Алехандро Ходоровски, по моему исключительно субъективному мнению, безумец чистой воды (в хорошем значении этого слова). Достаточно посмотреть его работы, чтобы убедиться в этом. Например, «Священную гору», которая действительно выносит мозг. Или «Фандо и Лис», который вызвал бурление и негодование. Так или иначе, данный господин является значительной частью культурного пласта под именем «кинематограф».

В декабре 1974 года началось путешествие по экранизации «Дюны». На этот момент режиссёр уверенно оседлал волну успеха и заслуженно пользовался вниманием. Учитывая, что Ходоровски «Дюну» не читал, заложенные в книгах экологические, духовные, политические и прочие аспекты очень хорошо перекликались с его взглядами на мир. Так что, можно сказать, сама судьба направила «Дюну» в руки чилийского гения.

Масштабность проекта поражала. Судите сами: над декорациями работал Ханс Гигер, художественным оформлением правил Жан Жиро, за музыкальную составляющую должны были отвечать Pink Floyd, за спецэффекты – Дэн О’Бэннон. Если это не вызывает у вас толпы мурашек, то я даже не знаю, как передать грандиозность и безумие момента.

Жан Жиро, вдохновившись идеями Ходоровски, набросал более 3 000 рисунков для проекта.

По части актёрского состава всё было на таком же грандиозном уровне. В роли безумного императора должен был выступить Сальвадор Дали. Сюрреалист также не был знаком с первоисточником, но вот его муза Аманда Лир читала книги и посоветовала не отказываться от предложения. И господин Дали согласился. Ходоровски и тут решил взорвать умы и предложил ему совершенно страшный гонорар – 100 000 долларов за одну (!) экранную минуту. Тут только остаётся развести руками.

Помимо Дали, в каст должны были попасть не менее яркие величины. Например, в роли барона Харконнена Ходоровски видел Орсона Уэллса («Гражданин Кейн», «Леди из Шанхая»). В когорту также попали Дэвид Кэррадин, Шарлотта Рэмплинг, Глория Свенсон. Ну, как бы, не самые последние актёры и актрисы.

Проект набирал обороты, привлекая новых людей, которые были только рады прикоснуться к, без преувеличения, великому. Режиссёр активно правил материал первоисточника, разбавляя его новыми сценами. Вообще, с оригиналом обращались довольно вольно, но, что называется, с заслуженным почтением. Ходоровски действительно жил и дышал «Дюной», она стала для него чем-то священным.

И, конечно же, при таком подходе хронометраж обещал быть максимально чудовищным. В районе 12-20 часов. Думаю, не нужно разъяснять, насколько это безумно и странно.

Однако коммерческая реальность грубо обрубила крылья творческому полёту. Голливудские кузницы не горели желанием связываться с сумасшедшим проектом и конкретно с Ходоровски. И, в итоге, лента так и не вышла. Хотя, кто знает, возможно, она полностью перекроила бы мир кинематографа. Вполне вероятно, что выход «Дюны» похоронил бы «Звёздные войны», не дав им стать классикой.

«Дюна» Ходоровски – миф, который так и не стал реальностью. Он лишь вызывает желание вздыхать и представлять, как всё могло бы получиться. Но, увы, остаётся довольствоваться документалкой под названием «Дюна Ходоровского» (доступна на Кинопоиске).

«Дюна» Линча

Дюна Д. ЛинчаДэвид Линч – гений во плоти, который тормошит сознание зрителей ну очень неочевидными картинами. Взять хотя бы «Человека-слона» или «Малхолланд Драйв». И вот, «Дюна» перешла в его талантливые лапки. Сразу стоит сказать, что Линч обошёлся с оригиналом ещё вольнее, нежели легендарный предшественник. За что до сих пор получает лучи негатива от фанатов саги, которые считают фильм неполноценным. Сам режиссёр всячески открещивается от четырёхчасового опуса, называя его худшей работой в карьере.

В актёрском составе на тот момент не было звёзд первой величины, что позволило раскрыться не самым популярным, но талантливым. Кайл Маклахлен, Шон Янг, Стинг (внезапно!) и прочие успешно справились с ролями и, в принципе, хорошо попали в образы, которые были показаны в книге.

Видение Дэвида Линча также не избежало острых ножниц продюсеров, которые урезали картину до двух часов, в результате чего на экраны вышел винегрет из сцен, приправленный отсутствием структурированности. Что, конечно, сказалось в прокате. Фильм провалился и на зрительском фронте, и на критическом. Дождь из антипремий и разгромных рецензий окончательно добил проект и его восприятие.

Хотя сейчас «Дюна» смотрится более чем приятно (имхо). Это такое же масштабное и набитое эпиком повествование, которое цепляет внимание и заставляет напрячь серое вещество. Да, сейчас фильм выглядит не очень свежо (спецэффекты не очень, темп повествования не такой динамичный). Да, расхождения с книгой вызывают лютую боль в области седалища. Но это действительно знаковый фильм, с которым можно ознакомиться. Нужно ли, не знаю. Честно. Но почему бы не попробовать?

«Дюна» Вильнёва

Дюна Д. ВильневаКак человек, который побывал на премьере, хочу просто вопить «О Боже, как это было круто! Хочу повторить бесконечное количество раз». Потому что конкретно этот фильм очень долго ждал и молил всех богов, чтобы они не допустили очередного переноса на потом. Но нет, 16 сентября случилось великое. «Дюна» таки показала себя зрителям. И, знаете, это действительно было великолепно. 2 часа 35 минут пролетели незаметно. А теперь постараюсь упаковать брызжущие через край эмоции в более-менее нормальные слова и рассказать, что и как.

Итак.
Режиссёрское кресло занял Дени Вильнёв, который в последние годы творит абсолютное волшебство. «Пленницы», «Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049». Думаю, хоть что-то из этого вы видели. С точки зрения кресла «капитана» экранизации попадание стопроцентное.

Актёрский состав также подобран максимально удачно. Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса, чудеснейшая Ребекка Фергюссон, Оскар Айзек. Перечислять можно долго. Магия случилась, и актёры справляются с ролями на твёрдую пятёрку. Каждый на своём месте и не выбивается.

Сразу стоит отметить, что режиссёр, как и его товарищи, ранее создал невероятно грандиозный мир, который дополняют и саундтрек, и визуал. Фильм по полной отрывается на зрителях, показывая стильную и красивую картинку (ей-богу, смотрел бы дома, каждую секунду прожимал бы паузу, чтобы делать скриншоты), включая уместную и пробивающую до мурашек музыку. Каждая планета имеет свой облик, своё музыкальное сопровождение (Ханс Циммер сумел поразить, сумел). Грозный Арракис предстаёт во всём своём величии. Неприветливый, недружелюбный чужакам мир со своими суровыми законами напрягает и чарует своими видами. Бескрайняя пустыня с песчаными червями, которые вызывают трепет. Суровый народ, который смену власти воспринимает как очередную волну «понаехавших» за ресурсами.

И для актёров, полагаю, стало трудной задачей соответствовать такому величию. Герои прекрасно взаимодействуют друг с другом и общаются друг с другом, как мне показалось, на театральном языке. В разговорах чувствуется, что для них на первом месте долг и мифическое предназначение. Но весь пафос умело сдерживается в узде вклиниванием ироничных замечаний, колких шуток и прочих подобных вещей.

С точки зрения сценария в новой вариации «Дюны» всё хорошо. Фанаты могут дышать спокойно. Однако, фильм лишён части вещей, которыми был наполнен роман. Небольшими штрихами обрисовали религиозную часть, к примеру. Прямо совсем небольшими. Но это ни в коем случае не вредит картине. Скорее всего, всё это наверстают в продолжении. Главное, что у фильма есть свой посыл, который не идёт в разрез с идеей, заложенной в книге. Они дополняют друг друга и не конфликтуют, скажем так.

Единственное, к чему можно придраться (а я не буду, потому что дико предвзят) – хронометраж и темп повествования. Помнится, в своё время «Бегущего по лезвию 2049» обвиняли в том, что он дико скучный, медленный и без экшн-сцен. Никакого драйва и движения. При просмотре «Дюны» у некоторых наверняка может возникнуть такое впечатление. Вильнёв неторопливо рассказывает историю, знакомит с миром и расставляет персонажей. Далеко не всем зайдёт подобный подход. Но стоит настроиться и привыкнуть, как лента заиграет совершенно иными красками.

Я очень надеюсь, что «Дюна» соберёт заслуженно большую кассу и мы увидим продолжение. Потому что такие фильмы – огромное событие (учитывая пандемию, которая спутала карты киноиндустрии). Монументальное, будоражащее, неповторимое (спорно, но я буду стоять на этом пункте особенно сильно).

Связанные статьи