«Время» М. Найта Шьямалана

Замок из пескаМ. Найт Шьямалан – крайне спорный режиссёр (на всякий случай: я его обожаю). Он постоянно топчется по тонкой грани между «творец прекрасного» и «создатель трэша». Его фильмы становятся предметом бурных обсуждений. Кому-то они кажутся нелепыми и максимально глупыми, кому-то, наоборот, нравятся (но без крайнего фанатизма). Кто-то его ненавидит за отвратительную экранизацию мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге», кто-то радуется нестандартному взгляду на супергероику в «Неуязвимом» и «Сплите». К общему итогу прийти не получается, что, на мой взгляд, весьма занятно. В любом случае, творчество режиссёра не оставляет равнодушным никого, а уж какой оттенок у эмоций в его адрес – не важно.

Комикс

«Замок из песка» – короткая история под авторством Фредерика Питерса и Пьера Оскара Леви. Господин Питерс – швейцарский художник, творчество которого не очень известно на просторах нашей страны. Единственный (до героя этого обзора) комикс, который был опубликован на русском – «Голубые таблетки» (небольшое мнение можешь почитать вот тут). В нём как раз присутствует смелая история о человеке, который столкнулся с неизведанным (ВИЧ у партнёра). В «Замке» также присутствует страх перед неизвестностью, вот только подтекст гораздо масштабнее и мрачнее. Потому что главным антагонистом выступает время – безжалостное и неумолимое.

Несколько семей приезжают на отдалённый пляж, чтобы приятно провести несколько часов вдали от цивилизации. Тут нет назойливых туристов и поисков свободного лежака – всё максимально доступно. Разумеется, в отношениях «ячеек общества» есть свои шероховатости. В одной супруги поднадоели друг другу, что приводит к периодическому ворчанию и словесным «уколам». В другой – муж устанавливает подобие тирании и держит семью едва ли не в ежовых рукавицах. Для полноты картины у обеих семей есть дети: у одной это крохотные «цветы жизни», которым ещё рано в детский сад; у других – маленький ребёнок и дочь, которая уже вовсю сталкивается с прелестями пубертата.

Поначалу, всё идёт по плану: семьи располагаются и готовятся к приятному времяпрепровождению. Погода идеальная – солнышко светит, море максимально спокойное. Казалось бы, нет поводов для беспокойства. Вот только внезапно ребёнок одной из семей обнаруживает в воде труп девушки. Думаю, не стоит говорить, что все планы моментально летят в тартарары. Ещё больший дисбаланс вносит появление перепуганного алжирца, которого, по всем законам жанра, принимают за убийцу. Вернее, принимает отец-тиран. В нём внезапно проснулись задремавшие правые убеждения (на всякий случай: осуждаем подобное) и он готов «порвать» беженца на лоскуты. И вот тут всплывает важная проблема современной Европы: эмигранты и отношение к ним. В «Замке» это показывается через агрессию одного из персонажей. Но, справедливости ради, этот штрих моментально отходит на второй план. Потому что главный герой здесь время, не забыли?

Женщина внезапно обнаруживает, что её сын изменился, он буквально вырос. И вот, перед ней стоит уже не трёхлетний малыш, а восьмилетний мальчик. А затем –подросток. Что примечательно, сын меняется только физиологически. В плане психики он застыл в своём настоящем возрасте.

По ходу дела выясняется, что абсолютно все, кто находится на пляже, подвержены старению. Взрослые стремительно дряхлеют и обнаруживают болячки, в духе Альцгеймера и т.п. Связь не работает – помощи можно не ждать. Попытки убраться с пляжа также проваливаются. В итоге, жертвы заперты в ловушке. Может ли быть хуже? Конечно может! Внезапно повзрослевшие дети начинают тянуться друг к другу, подчиняясь бушующим гормонам. И вот, перед шокированными родителями стоит молодая пара в ожидании ребёнка. Но пляж скипает период ожидания, вызывая роды в считанные минуты. Младенец также попадает под неизвестную аномалию и начинает быстро расти.

Стоит отметить, что авторы не расскажут о причинах такого странного явления. Всё остаётся на откуп читателю. Единственный проблеск – персонажи сами набрасывают теории о том, почему именно здесь время так скоротечно. Здесь важнее другое – осознание неизбежного.

Комикс завершается интересной легендой, которая напрямую связана с идеей, заложенной на его страницах. Мы все прекрасно понимаем, что конец нашей жизни чуть более, чем предсказуем. Вот только ожидание смерти отвлекает нас от прелестей и возможностей жизни. И в «Замке» всё это выкручено до максимума. Персонажи стареют, сбрасывают с себя маски, показывая истинное отношение к страху, который плотной стеной двигается прямо на них.

Также стоит отметить, что «Замок» не стесняется показывать откровенные вещи (ну уж если о сексе стесняться говорить, то я даже не знаю) и брызгает в читателя здоровой долей цинизма. Чёрно-белые иллюстрации идеально подходят для этой истории: они гораздо сильнее передают общую мрачность сюжета. А после прочтения, в голове крепко заседает мысль «это вообще ни разу не комикс». Графика и «пузыри» с диалогами здесь выступают лишь в качестве сосуда. По факту же, «Замок из песка» – самостоятельная взрослая история, которую можно приравнять к притче или к чему-то подобному.

Фильм

ВремяКак уверяет М. Найт Шьямалан, «Замок из песка» подарили ему дочери на День отца. Он был настолько им впечатлён, что решил снять фильм. И, с одной стороны, у него это получилось, с другой – не очень.

Завязка «Времени» больше подходит для типичных «ужастиков», в которые люди заползают, изрядно набравшись храбрости в ближайших барах или алкомаркетах. Семья из четырёх человек едет на курорт мечты (путёвка выгодная, опция «всё включено» заложена). За время отдыха им предстоит решить вопросы, которые в корне изменят их жизнь. Дело в том, что родители хотят развестись. Вдобавок, у матери найден рак, что делает и без того неприятную ситуацию ещё хуже. Дети, к счастью, пока ни о чём не догадываются. И вот, спустя несколько мгновений, они попадают на пляж, который так сильно расхваливал водитель. Однако, место глухое, связи нет. И начинается «потеха».

Сначала семья находит труп девушки, а затем понимает, что просто так не выбраться: при каждой попытке сбежать с пляжа, они начинают нехорошо себя чувствовать и теряют сознание. Сюжет методично начинает повторять события, описанные в комиксе. С небольшой поправкой на то, что некоторые вещи Шьямалан выдумал и попытался вклинить в сценарий первоисточника.

Режиссёр, похоже, решил создать существо с двумя головами, которые вечно спорят, какая же из них главнее: с одной стороны, это непосредственно видение Шьямалана, его восприятие оригинала, с другой – попытка дать то, чего хотят зрители. В итоге, лента получилась весьма неоднозначной. Автора бросает из крайности в крайность. Он умело выстраивает невероятно сильные и динамические сцены (в фильме их хватает), но при этом иногда скатывается в абсолютный цирк, подавая нелепость с вызывающим испанский стыд пафосом. И подобная двойственность прослеживается едва ли не во всех элементах фильма.

Зачем-то понадобилось переиначивать и без того яркие и хорошо очерченные персонажи оригинала, заменяя их плоскими «картонками», которые время от времени выстреливают эмоциями. Правда, эти всполохи действительно вызывают желание сочувствовать и сопереживать героям, но, увы, разница с оригиналом очень большая.

В отличие от первоисточника, фильм романтичнее. Тут ввернули и неверность, и расставание и много чего ещё. В «Замке» всё было не так радужно, но в его прозаичности крылось нечто особенное. Но тут уже вкусовщина, согласен. Хотя, на мой взгляд, в плане образности и подачи основной идеи, комикс смотрится гораздо лучше.

И, конечно же, стоит отметить концовку. Если «Замок» заканчивался на очень «грузящей» ноте, которая, смотрелась жестоко, но закономерно, то «Время» стало жертвой «придумки» индийского режиссёра. Размышления об упущенных возможностях здесь заменил абсолютно странный и шаблонный хэппи-энд, намекающий на то, что в любой безвыходной ситуации нужно бороться и искать выход.

Фильм «Время» нельзя назвать исключительно плохим. У Шьямалана в очередной раз получилось удержаться на тонкой грани между «качественным кино» и «проходняком». Вот только это не имеет значения: аудитория наверняка будет покидать кинотеатры, так и не поняв, хорошее или плохое «блюдо» им предложили. «Время» не попадёт в копилку лучших работ режиссёра. Но и пропускать его не стоит, уж поверьте! Этот фильм обладает всеми необходимыми ингредиентами, чтобы зритель не впустую провёл время.

 

Связанные статьи