<p align="justify">В феврале 2024 года исполнилось 140 лет со дня рождения одного из ярчайших отечественных писателей - Евгения Ивановича Замятина.
И поэтому мы предлагаем вам сыграть "в классику" и поближе познакомиться с, пожалуй, самым его знаковым романом с емким названием "Мы".
Ниже вы можете видеть небольшое содержание, которое позволит совершить экскурс в роман.</p>
[[Персонажи|1]]
[[Поговорим о "нас"|2]]
[[Особенности книги|4]]
<p align="justify">Ниже представлен список основных героев романа.</p>
[[Д-503]]
[[I-330]]
[[О-90]]
[[Благодетель]]
[[R-13]]
[[Пляпа]]
[[Содержание|Main]]
<p align="justify">В этом блоке представлена небольшая справка, которая прольет свет на историю произведения.</p>
[[О чем книга?]]
[[Когда была написана?]]
[[Как написана?]]
[[Что повлияло на нее?]]
[[Когда была опубликована?]]
[[Восприятие книги]]
[[Содержание|Main]]<p align="justify">XXVI век на дворе. На территории бывшей России построено Единое Государство всеобщего равенства. Люди носят не имена, а номера (а зовутся //нумерами//). Живут в городе из стекла. С одеждой тоже все просто: одинаковые голубые униформы.
Синхронность - ключевое слово для этого общество. Все синхронно просыпаются, глотают нефтяную пищу, занимаются сексом по розовым талонам и единогласно избирают одного и того же Благодетеля. Отступление от правил карается смертью.
Главный герой под номером [[Д-503|Д-503]] работает над проектом "Интеграл". По сути, это космический корабль, который должен принести систему математически безошибочного счастья на другие планеты. Однако, в его жизни случается неожиданное событие: Д-503 влюбляется в женский нумер [[I-330|I-330]].
Девушка - яркий представитель подпольного сопротивления. Ее мечта - принести в мир тотального контроля и уравнения хаос, вернуть людей к природе.
Это странное чувство постепенно изменяет героя. Оно заставляет его выйти за Зелёную стену, где живут дикие люди, обросшие шерстью, превращает его в писателя и в революционера: у Д-503 отрастает душа. Казалось бы, все кончается хорошо. Правда? А вот и нет.
"Мы" считается первой антиутопией, и многие её предсказания сбылись раньше намеченного автором срока: в романе можно увидеть практики и принципы тоталитарных государств и ужас перед наступлением цивилизации машин.</p>
[[Назад|2]]<p align="justify">До Февральской революции 1917 года Замятин находился в Англии, где руководил постройкой ледоколов для России. Ведь по первой профессии писатель был инженером-кораблестроителем. Но, во время исторических перемен, он вернулся на родину, чтобы наблюдать за происходящим - так были посеяны первые ростки будущего романа.
Хотя писатель указывал разные годы работы над романом. Так, в своей автобиографии от 1924 года он сообщает, что "Мы" был написан в 1921-1922 годах. В <abbr title="Мы. Русская антиутопия"><a href="https://biblio.litres.ru/book/evgeniy-zamyatin/my-russkaya-antiutopiya-54133007/">автобиографии</a></abbr> 1928 года уже фигурирует новая дата.
//"Весёлая, жуткая зима 1917/18 года. Бестрамвайные улицы, длинные вереницы людей с мешками, десятки вёрст в день, буржуйки, селёдки, смолотый на кофейной мельнице овёс. И рядом с овсом - всякие всемирные затеи: издать всех классиков всех времён и народов, объединить всех деятелей искусств, дать на театре всю историю всего мира... Писал в эти годы сравнительно мало; из крупных вещей - роман "Мы"."//</p>
[[Назад|2]]<p align="justify">"Мы" - своеобразная картина, которая отражает размышления над новым языком искусства. Об это Замятин писал в своих статьях <a href="http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_1921_ray.shtml">"Рай" (1921)</a>, <a href="http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_1922_o_sintetizme.shtml">"О синтетизме" (1922)</a>, <a href="http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_1923_novaya_russkaya_proza.shtml">"Новая русская проза" (1923)</a> и прочих. В его выступлениях прослеживаются основные идеи, которые так или иначе проявляются в романе: идея бесконечной революции, взаимодействие с энергией, которая наполняет наш мир.
В лекции <a href="http://zamyatin.lit-info.ru/zamyatin/public/lekcii-po-proze/o-yazyke.htm">"О языке" (1920-1921)</a> автор утверждает, что прозаический язык должен быть //"языком изображаемой среди и эпохи"//.
И в тексте используются несколько приемов, которые подкрепляют эту мысль.
(text-style:"underline")[''Использование неологизмов'']
Для подчеркивания контраста между языком, на котором говорил автор и языком дивного книжного мира, вводятся неологизмы. Так, к примеру "юнифа" - это форма, в которую облачались все люди, проживающие в Едином государстве.
Слова, которые отображали когда-то существовавшие реалии, Замятин облачает в кавычки и превращает их в историзмы. Например, "душа", "пиджак", "жена".
(text-style:"underline")[''Сложносоставные прилагательные'']
Данный прием подчеркивает странность языка "будущего" - "каменнодомовые", "пластыре-целительные", "волосаторукий". Если кто-то улыбается, то улыбается "иксово" - то есть загадочно.
(text-style:"underline")[''Научные метафоры'']
Странность языка подчеркивают весьма оригинальные сравнения. "Две слитных, интегральных ноги, две интегральных, в размахе, руки"; "циркулярные ряды благородно шарообразных, гладко остриженных голов".
В этом наблюдается кропотливая проработка книжного языка.
(text-style:"underline")[''Стилистика'']
В романе очень много обрывочных предложений, которые могут ввести неподготовленного читателя в ступор.
К этому добавляется "игра" с пунктуацией - очень частое использование двоеточий и тире. Это подчеркивает своеобразный "поток сознания", который выплескивают герои.</p>
[[Назад|2]]<p align="justify">Евгений Иванович вдохновлялся целой плеядой именитых авторов и их работами.
Например, ''"Государство" Платона'' - отсюда пошел подход к размножению, регуляция частной жизни, утилитарное отношение к искусству, которое должно воспитывать граждан в правильном духе и не обязано питать их чувствительность и будить воображение.
Замятин не обошел стороной и других философов. Так, чувствуется связь и единство мысли с Николаем Федоровым.
В своей работе "Философия общего дела" философ поставил человечеству цель - овладеть стихийными силами в природе и внутри себя, чтобы впоследствии выйти в космос и освоить его. То есть, он выделил этакое общее дело.
У Замятина таким делом стало строительство корабля "Интеграл", который должен принудительно осчастливить жителей других планет, стоящих на более низкой ступени развития.
Разумеется, не обошлось без влияния писателей-фантастов. В значительной степени Герберт Уэллс, чьему творчеству Евгений Иванович посвятил большой очерк.
На художественную сторону романа огромное влияние оказал Андрей Белый - от этого пошло широкое использование терминов как метафор.
Отчасти заметно влияние Федора Михайловича Достоевского. Так, фигура Благодетеля восходит к образу Великого инквизитора из притчи Ивана Карамазова.
А совокупность фантастики и реальности Замятин связывал с влиянием Николая Васильевича Гоголя.</p>
[[Назад|2]]<p align="justify">В 1921 году Евгений Иванович отправил рукопись в Берлин. Там располагалось издательство Гржебина, с которым он был связан контрактами.
Одновременно с этим, Замятин направил "Мы" в петроградское издательство "Алконост", надеясь в первую очередь напечатать его в России. Однако, все было не так благополучно.
В России книгу не пропустила цензура. В 1924 году окончательно стало ясно, что произведению не дадут "зеленый свет".
Скорее всего, именно поэтому первое издание вышло в тираж в английском переводе Г. Зильбурга. Это произошло в том же 1924 году в Нью-Йорке.
Через три года вышел чешский перевод (1927), а затем и французский (1929).
Уже в этот момент роман стал важной частью мировой литературы. А до русского читателя так и не добрался.
"Мы" "заговорил" на русском языке в 1927 году. Роман издал пражский журнал "Воля России". Но был существенный недостаток: произведение публиковалось без ведома и согласия автора, а также в сокращенном варианте.
1952 год - полный русский текст напечатан в Нью-Йорке Издательством имени А.П. Чехова.
1988 год - "Мы" публикуется в журнале "Знамя".</p>
[[Назад|2]]<p align="justify">Реакция на роман была, мягко говоря, не самой радужной.
Первые слушатели и читатели, которые успели познакомиться с рукописью еще до публикации, восприняли ее как пасквиль на большевиков.
Александр Константинович Воронский (писатель, редактор, критик) выступил с разгромной статьей. И, волей судьбы, создал прецедент - впервые в прессе критиковалось неопубликованное произведение. Позже это станет, своего рода, традицией.
Виктор Борисович Шкловский (писатель, литературовед, критик) в статье "Потолок Замятина" писал следующее:
//"Герои не только квадратны, но и думают главным образом о равности своих углов. По-моему, мир, в который попали герои Замятина, не столько похож на мир неудачного социализма, сколько на мир, построенный по замятинскому методу. Ведь, вообще говоря, мы изучаем не Вселенную, а только свои инструменты".//
Кроме того, Шкловский назвал Замятина эпигоном Андрея Белого, обвиняя в эксплуатации лишь одного приема.
Статью можно найти в следующей книге:
//Шкловский, В. Б. Гамбургский счет : ст. воспоминания. Эссе (1914-1933) / В. Б. Шкловский. - М. : Совет. писатель, 1990. - 544 с.
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы)//
Но были и более благосклонные рецензии. Так, Яков Вениаминович Браун (писатель, критик, журналист) отмечал тонкую работу автора над формой, образами, сравнив его с Флобером.
Юрий Николаевич Тынянов (прозаик, драматург, сценарист) в статье <a href="https://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist16.htm">"Литературное сегодня"</a> признал роман удаче, отметив мастерство Замятина.
//"Инерция стиля вызвала фантастику. Поэтому она убедительна до физиологического ощущения".//
Тынянов - один из немногих критиков, который оценивал роман с художественной точки зрения, а не с политической. Он отметил его синтез жанров, высказав, что в утопию напрасно "влился роман".
//"Но стоит поколебаться вычисленной высоте этой фантастики — и происходит разрыв. В утопию влился "роман" — с ревностью, истерикой и героиней. Языковая фантастика не годится для ревности, розовая пена смывает чертежи и переносит роман подозрительно близко; вместе с колебанием героя между двухмерным и трехмерным миром колеблется и сам роман — между утопией и Петербургом. И все же "Мы" — это удача."//</p>
[[Назад|2]]<p align="justify">В этом блоке представлена информация, которая напрямую связана с произведением. И, вполне возможно, информация позволит взглянуть на книгу по-новому.</p>
[[Почему книга выполнена в виде дневника]]
[[Реальна ли любовь между героями]]
[[Похож ли главный герой на автора?]]
[[Сколько писателей среди героев]]
[[Содержание|Main]]<p align="justify">Вообще, в классической утопии рассказчик является, своего рода, туристом, который рассказывает миру о государстве (его нравах, законах и прочем).
В мире, созданном Замятиным, такой формат не особо подходит, потому что у нумеров, которые живут в Едином Государстве, не с кем делиться. Существующая в романе реальность - единственно возможная.
Новизна произведения в том, что Замятин изобразил утопический мир изнутри, глазами его жителя, и этот личный взгляд на коллективный рай стал началом нового жанра - антиутопия.
Д-503 добросовестно фиксирует свои наблюдения, возрастающее смятение. И в его заметках видно, что монументальность Единого Государства - мнимая. Все держится на доносах, арестах и смертной казни за вольнодумство.
В самом начале книги главный герой является типичным представителем коллективного сознания. Он искренне верит в то, что все граждане одинаковы. А все физические различия легко устранит наука. Но вскоре его жизнь коренным образом меняется. Д-503 знакомится с совершенно "иным" нумером - I-330.
С этого момента в нем начинает пробиваться индивидуальность - его внутреннее "я". Этому процессу также способствует сам процесс ведения дневника. В главном герое пробуждается личность.
Именно поэтому избранный жанр дневника отличает "Мы" от большинства антиутопий. Подобный формат становится, своего рода, микроскопом, через который исследуется массовое сознание и тоталитарная психология.</p>
[[Назад|4]]<p align="justify">Вопрос искренности любви между главным героем и I-330 является загадкой как для читателя, так и для самого главного героя.
На первый взгляд, по всем раскладам, ответ отрицательный. Женщина использует мужчину, так как он является строителем "Интеграла", на который имеют виды подпольщики.
Розовые талона к Д-503 используются как алиби. На свидания с ним I-330 не приходит, встречаясь в Древнем Доме с другими мужчинами.
При последней встрече Д-503 окончательно убеждается, что стал марионеткой и эта встреча нужна только для того, чтобы выведать о разговоре мужчины с Благодетелем. Подобное отношение становится последней каплей и герой доносит на повстанцев.
Однако, не все так однозначно.
Ведь в иллюзорности любви главного героя убеждает Благодетель, к которому у читателя нет никакого доверия. А значит, не все так просто.
I-330 манипулирует героем в своих целях, но также идет на огромный риск, открываясь ему. Показывая свою принадлежность к неугодной строю организации.
В какой-то момент I-330 рассказывает герою о том, что женщины Единого Государства влюблялись в диких людей из-за Зеленой стены:
//"И в тебе, наверное, есть несколько капель солнечной, лесной крови. Может быть, потому я тебя и — —"//
И в этом незаконченном предложении, как нам кажется, кроется душевное смятение. А значит, искреннее чувство.</p>
[[Назад|4]]<p align="justify">Сам Замятин говорил: "Д-503 (и другие мои антигерои) - это я".
Как и главный герой "Мы", писатель оказался перед выбором: подчиниться государственной идеологии, отречься от свободы творчества или эмигрировать.
Рациональный склад ума у Д-503 - от автора. Эту схожесть можно проследить в статьях, которые Замятин писал о литературном ремесле.
В работе <a href="https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8B_(%D0%97%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BD)">"Закулисы"</a> Замятин пишет:
//"Для меня совершенно ясно, что отношение между ритмикой стиха и прозы такое же, как отношение между арифметикой и интегральным исчислением. В арифметике мы суммируем отдельные слагаемые, в интегральном исчислении — мы складываем уже суммы, ряды; прозаическая стопа измеряется уже не расстоянием между ударяемыми слогами, но расстоянием между ударяемыми (логически) словами".//</p>
[[Назад|4]]<p align="justify">Первый писатель, который встречается в романе - друг главного героя. Поэт R-13.
Это звание закреплено за ним официально. Ему выпала крайне высокая честь - сложить гимн в честь публичной казни коллеги.
Таким образом, читатель узнает о втором авторе - этаком бунтаре, который решил, что он гений. Этот самый писатель начал писать крамольные стихи про Благодетеля. Чем и навлек на себя кару.
Третий поэт, который появляется на страницах романа - Александр Сергеевич Пушкин. Вернее, память о нем, размещенная в Древнем Доме.
Четвертый поэт - сам Д-503. Хотя сам герой себя творцом не считает. Он - математик. Но, тем не менее, мужчина отвечает на призыв Государственной Газеты и принимается писать. Герой считает, что раз он - носитель коллективного сознания, то все описываемое им - //"производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет — верю и знаю".//</p>
[[Назад|4]]<p align="justify">Д-503 - главный герой, а заодно, и повествователь в романе.
Автор записок, талантливый инженер, математик, который занят в строительстве космического корабля "Интеграл".
Д-503, как и все обитатели Единого Государства, лишен имени.
Из его записок читатель узнает, что мужчина прошел тяжелый тернистый путь, преступив законы утопического общества. И, в конце концов, сдался Единому Государству.
В жизни главного героя фигурируют две женщины - [[О-90]] и [[I-330]].
Первая давно записана на него и считается его семьей. Вторую же он встретил во время прогулки под марш труб Музыкального Завода. Девушка пригласила его к себе, после чего он не смог с ней расстаться.
По своему характеру Д-503 - философ, который склонен к рефлексии. Он много рассуждает и пытается доказать целесообразность организованного социума. Д-503 убежден в том, что "я" - от дьявола, а вот "мы" - от Бога.
Мужчине трудно понять "дикое состояние свободы" общества прошлого. Как можно жить без регламентации всех процессов?
Но все эти убеждения начали проходить проверку после знакомства с [[I-330]], которая ведет не самый благонравный образ жизни. Она курит, частенько пьет ликер и встречается не в назначенное время.
Вообще, вся ее жизнь полна нарушений регламента, что ставит героя в двойственное положение. В конце концов, мужчина заболевает. У него обнаруживается несвойственное жителям Государства заболевание - у мужчина появляется душа.
С этого момента Д-503 не может представить жизни без I-330. В конце концов, герой сам становится преступником.</p>
[[Назад|1]]<p align="justify">I-330 - одна из главных героинь романа.
Она является любовным объектом [[Д-503]], а также членом организации заговорщиков, которые пытались сместить власть в Едином Государстве.
I-330 - воплощение страстной мучительной любви, которая чужда новому государству.
I-330 умеет играть на давно исчезнувшем музыкальном инструменте - рояле. А Д-503 она назначает свидание в Древнем Доме, где сохранилась статуя Пушкина.
Девушка не подчиняется законам дивного нового мира. Она курит и пьет ликер.
Изначально [[Д-503]] хотел донести на нее, но все пошло не по плану. Потому что у мужчины появилась душа и, к тому же, он влюбился в девушку. И стал не законопослушным гражданином.</p>
[[Назад|1]]<p align="justify">О-90 - постоянная партнерша строителя "Интеграла" [[Д-503]].
В ее характере отчетливо прослеживается материнский инстинкт. Она очень хочет завести ребенка. Но законы Государства суровы - женщина не достигла Материнской Нормы. Поэтому ей может грозить наказание в виде Машины Благодетеля.
Но О-90 не отказывается от своей мечты.
Помимо [[Д-503]] на нее записан поэт [[R-13]]. Однако по любви женщина встречается лишь с главным героем.
Когда она понимает, что Д-503 ее разлюбил, то сама снимает с него запись. Потому что искренне желает ему счастья и не хочет мешать. Единственная просьба женщины - ребенок. Д-503 пытается отговорить ее от этого, но героиня настаивает на своем.
Тогда мужчина пользуется "розовым билетиком" и выполняет просьбу О-90. Через какое-то время женщина сообщает, что беременна. А значит, ей грозит наказание.
Д-503 просит помощи от [[I-330]], которая спасает женщину и ребенка. Она помогает перебраться О-90 за Зеленую Стену, чтобы избежать операции по удалению фантазии и души.</p>
[[Назад|1]]<p align="justify">Глава Единого Государства.
По необходимости приводит в действие Машину - орудие убийства несогласных с режимом граждан государства. Каждый год его единогласно избирают правителем.
В день выборов, который описывает [[Д-503]], произошел эпизод неповиновения и сотни человек проголосовали против него.
Разумеется, за такой проступок Благодетель всех их казнил.</p>
[[Назад|1]]<p align="justify">Поэт, друг [[Д-503]].
Приписан для любвик [[О-90]].
Однажды зачитывал приговор осужденному за нарушение законов Государства, после чего тот был казнен.</p>
[[Назад|1]]<p align="justify">Эпизодический персонаж, робот-математик из школы в детстве [[Д-503]].</p>
[[Назад|1]]