<p align="justify">Мы рады приветствовать вас в свеженькой "Игре в классику". И эта игра посвящена 125-летию со дня рождения яркого писателя и поэта Андрея Платоновича Платонова. Андрей Платонович вывел собственный узнаваемый художественный стиль, который в народе стал называться "платоновским языком". И сегодня мы "поиграем" с философской повестью под названием ''"Котлован"''. Если готовы начинать, жмите [[Далее|Содержание]].</p><p align="justify">В игре мы зайдем на территорию сюжета повести, рассмотрим персонажей, а также попробуем узнать о книге чуть больше. Ниже представлено содержание, с помощью которого вы сможете перемещаться в тот или иной блок.</p> [[Персонажи]] [[Поговорим о книге]]<p align="justify">Перед вами представлен список основных и второстепенных героев "Котлована".</p> [[Вощев]] [[Жачев]] [[Козлов]] [[Настя]] [[Пашкин]] [[Прушевский]] [[Сафронов]] [[Никита Чиклин]] [[Содержание]]<p align="justify">Ниже представлены блоки, которые позволят чуть шире взглянуть на текст.</p> [[О чем книга]] [[Когда была написана]] [[Стиль написания]] [[История публикации]] [[Реакция общественности]] [[Кто из героев - "любимчик" автора]] [[Зачем автор ввел персонажа Настеньку]] [[Содержание]]<p align="justify">Главный герой повести. Основной чертой мужчины является желание докопаться до сути, без понимания которой он не может трудиться. Как раз этот момент и стал причиной, по которой мужчину выгнали с механического завода. Вощев, не понимая, куда двигаться дальше, присоединяется к артели мастеровых. Вместе с ними он роет котлован для постройки "общепролетарского дома". Поначалу размышления о смысле жизни посещают Вощева и тяготят его. Но тяжелый труд со временем вытесняет их, превращая героя в "механизм", который ни о чем не задумывается. При появлении в рабочих бараках [[Насти|Настя]], в герое вспыхивает надежда. Мол, а вдруг этой девочке дано почувствовать "поток смысла жизни". В конце концов, Вощин становится председателем колхоза и приводит мужиков на строительство котлована. Там его встречает горестная весть, которая толкает героя в пучину. Он вновь перестает понимать жизнь.</p> [[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Безногий инвалид, который передвигается на тележке. Личность крайне неприятная. Мужчина агрессивен, причем в высшей степени проявления этого качества. Такие чувства основаны, в первую очередь, на классовом неравноправии. Жачев ежедневно приезжает к [[Пашкину|Пашкин]], чтобы потребовать очередную долю положенных ему продуктов. Грубый, может ударить человека, который ему не понравился. Пристроился в артели вместе с рабочими, а позднее заботился о [[Насте|Настя]]. После одного трагического события Жачев уполз в город и больше на котловане его никто не видел.</p> [[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Один из мастеровых. Худой, болезненный, угрюмый мужчина. Из-за слабости и болезненности он встал на получение инвалидной пенсии. Параллельно с этим выучил несколько лозунгов и стал избираться на должность председателя главкома. Вместе с [[Сафроновым|Сафронов]] стал посланником в ближайшую деревню, чтобы просвещать крестьян по поводу коллективизации и социализма.</p> [[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Одна из главных героинь повести. Сирота, мать которой была дочерью владельца кафельно-изразцового завода (читай, "буржуйкой"). Впоследствии, мать скончалась, оставив девочку одну. Ребенка берет себе [[Чиклин|Никита Чиклин]] - бригадир артели, которая копает котлован. Сыграло то, что он был знаком с матерью Насти. Чиклин воспитывает девочку в революционном духе. В какой-то момент Настя отрекается от прошлого и от матери. Девочка говорит, что специально родилась именно тогда, когда к власти пришел Ленин. В какой-то степени ее можно назвать "ребенком революции". И для рабочих она служит символом того, ради чего они работают и живут. Символично, что в рабочем бараке Настенька спит в деревянном гробу. А игрушки хранит в другом, таком же, гробике.</p> [[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Лев Ильич Пашкин - председатель окрпрофсовета, который как раз таки и курировал строительство "общепролетарского" дома. Живет в большом кирпичном доме с супругой по имени Ольга. Раз в неделю к нему наведывается [[Жачев|Жачев]] и вымогает продукты. В противном случае, инвалид обещал устроить некую пакость. Именно Пашкин стал инициатором идеи с отправкой в соседнюю деревню посланников. И направил туда [[Прушевского|Прушевский]].</p> [[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Прораб, один из руководителей стройки, инженер. Именно он является автором идеи "общепролетарского" дома, в который должны переселиться все пролетарии города. У Прушевского весьма солидное жилье - флигель во фруктовом саду. Также у мужчины есть сестра Аня, которой он любит писать письма. Во времена юности, Прушевский мимоходом столкнулся с незнакомой женщиной и она запала ему в душу. И все это время он тоскует по ней. [[Чиклин|Никита Чиклин]] предположил, что это мать [[Насти|Настя]], но это всего лишь предположения. После того, как котлован был готов, Прушевского отправили в колхоз, где он занимался раскулачиванием. В конце повести остался в деревне, чтобы учить местное население.</p> [[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Активный работник, который отличается идеологической продвинутостью. Очень любит нравоучения и всяческие речи. Сафронов установил в бараке радио. Чуть позднее был послан артелью в деревню для воспитания крестьян, но был убит.</p> [[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Один из главных героев повести. Работает землекопом, является старшим в артели. Вся его жизнь сопряжена с тяжким трудом, а не мысленными изысканиями. В молодости работал на кафельно-изразцовом заводе, где состоялось знакомство с матерью [[Насти|Настя]]. В какой-то момент, в порыве нежности, девушка поцеловала его. Но Чиклин не оценил этого поступка и молча ушел. Однако, позже сожалел о том, что не ответил на чувства дамы. Никита пошел на этот завод и увидел женщину при смерти. После этого взял на воспитание Настю и привел ее в артель. После того, как [[Козлова|Козлов]] и [[Сафронова|Сафронов]] убили в деревне, Чиклин отправился туда, чтобы выяснить, кто именно совершил преступление. А затем занялся раскулачиванием кулаков.</p> [[Назад|Персонажи]]<p align="justify">По сути, повесть рассказывает о рабочем по фамилии [[Вощев]], который присоединился к артели, роющей котлован для здания будущего. В это здание должен переселиться местный пролетариат, а позднее и трудящиеся всего мира. Стоит отметить, что проект постоянно меняется, котлован становится все больше и больше.</p> [[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">Считается, что повесть была написана в начале 1930-х годов. К сожалению, более точно датировать момент создания текста невозможно. В одной из машинописных копий произведения стоят даты "декабрь 1929 - апрель 1930". Бытует предположение, что Платонов таким образом обозначил время действия повести - самый тяжелый период коллективизации. Для самого Андрея Платоновича это было не самое простое время. В тот момент у него не было постоянного жилья, его сын тяжело болел. По творческой части тоже был раздрай: в печати разносили его произведения.</p> [[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">Первое, что бросается в глаза во время прочтения "Котлована" - необычный язык и стиль повествования. Возникает ощущение "неправильности": слова будто стоят в неправильном порядке. В какой-то степени, язык Платонова можно сравнить с примитивизмом в живописи: писатель как будто впервые видит мир и неловко подбирает слова для его описания. И подобный подход "разбавляется" всяческими языковыми клише в виде декретов, лозунгов, выступлений по радио. К этому присовокупляются просторечные обороты. При всей своей неказистости (на первый взгляд), проза Платонова больше схожа с поэзией: в тексте присутствует определенный ритм, а слова тщательно подобраны и стоят на своем месте. К тому же язык обладает, своего рода, избыточностью. К описаниям обыденных действий и вполне понятных состояний прибавляются характеристики, которые добавляют им "веса" и протяженности. [[Назад|Поговорим о книге]] <p align="justify">Если судить по пометкам на машинописной копии повести, Платонов хотел отдать рукопись в издательство "Пролетарий". В 60-е году текст активно распространялся путем самиздата. 1969 год - "Котлован" публикуют в журнале "Грани" (ФРГ). 1973 год - издательство "Ардис" впервые выпускает повесть отдельной книгой. 1987 год - первая публикация повести в России (в журнале "Новый мир").</p> [[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">Первый отклик был от Иосифа Бродского. В 1973 году он написал послесловие к американскому изданию "Котлована". В небольшом тексте Бродский ставит книгу в первых рядах модернистской литературы. Также отмечается, что у Кафки носителем абсурда является альтер эго автора. У Платонова же ровным счетом наоборот - абсурд покоряет целую страну.</p> [[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">В "Котловане" можно заметить некую особенность: все персонажи разговаривают плюс-минус одинаково. И их реплики не отличаются от авторской речи. Это добавляет очков сюжетным перипетиям, так как в самом произведении герои делают общее дело и связаны общей речевой стилистикой. И это при разности характеров. В этой детали можно усмотреть аллюзию на строителей Вавилонской башни. Особое положение в пантеоне персонажей занимает как раз таки Вощев. Он живет так, словно где-то вдалеке маячит нечто особенное. Что примечательно, в черновиках у главного героя была фамилия Климентов - настоящая фамилия Андрея Платонова. По сути своей, Вощев - человек, который выпадает из общего числа участников истории. Он видит и воспринимает мир глубже прочих: всеобщий порыв энтузиазма его не интересует, он больше склонен к некоему философствованию.</p> [[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">Сирота Настя живет среди рабочих как "дочь полка". О ней заботятся, переживают. В какой-то степени она является оправданием труда, на который герои тратят свои жизни: <blockquote>//«…Необходимо как можно внезапней закончить котлован, чтобы скорей произошёл дом и детский персонал ограждён был от ветра и простуды каменной стеной!»//</blockquote> <blockquote>//Девочка съела и легла лицом на живот Чиклина. Она побледнела от усталости и, позабывшись, обхватила Чиклина рукой, как привычную мать. Сафронов, Вощев и все другие землекопы долго наблюдали сон этого малого существа, которое будет господствовать над их могилами и жить на успокоенной земле, набитой их костьми. - Товарищи! - начал определять Сафронов всеобщее чувство. - Перед нами лежит без сознанья фактический житель социализма. Из радио и прочего культурного материала мы слышим лишь линию, а щупать нечего. А тут покоится вещество создания и целевая установка партии – маленький человек, предназначенный состоять всемирным элементом! Ради того нам необходимо как можно внезапней закончить котлован, чтобы скорей произошел дом и детский персонал огражден был от ветра и простуды каменной стеной!//</blockquote> Однако, девочку нельзя назвать этаким ангелочком. С ней связаны жестокие сцены произведения. Она чаще прочих позволяет себе очень уж категоричные и радикальные высказывания. В этом можно углядеть, что мир будущего, который "строят" герои, будет жестоким и ни разу не радужным местом. В "Котловане" девочка как раз таки и является символом будущего, ради которого и влачат свое существование герои. Однако, стоит отметить, что уже с самого начала Настя связана со смертью. Так, когда Чиклин находит крестьянские гробы, он забирает два как раз для девочки. Один приспособили в качестве спального места. Второй - для игр. В деревне, куда ее привез Жачев, Настя простужается и заболевает. Чиклин заботится о ней, как может. Но девочку не удается спасти. И в этом проявляется символизм: те идеи, то будущее, ради которого живут герои романа, обречены на гибель. Смерть Насти ставит жирную точку в процессе строительства. Котлован становится могилой. <blockquote>//«Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребёнком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убеждённом впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»//</blockquote></p> [[Назад|Поговорим о книге]]