<p align="justify">Мы рады приветствовать вас в свеженькой "Игре в классику".
И эта игра посвящена 125-летию со дня рождения яркого писателя и поэта Андрея Платоновича Платонова.
Андрей Платонович вывел собственный узнаваемый художественный стиль, который в народе стал называться "платоновским языком".
И сегодня мы "поиграем" с философской повестью под названием ''"Котлован"''.
Если готовы начинать, жмите [[Далее|Содержание]].</p><p align="justify">В игре мы зайдем на территорию сюжета повести, рассмотрим персонажей, а также попробуем узнать о книге чуть больше.
Ниже представлено содержание, с помощью которого вы сможете перемещаться в тот или иной блок.</p>
[[Персонажи]]
[[Поговорим о книге]]<p align="justify">Перед вами представлен список основных и второстепенных героев "Котлована".</p>
[[Вощев]]
[[Жачев]]
[[Козлов]]
[[Настя]]
[[Пашкин]]
[[Прушевский]]
[[Сафронов]]
[[Никита Чиклин]]
[[Содержание]]<p align="justify">Ниже представлены блоки, которые позволят чуть шире взглянуть на текст.</p>
[[О чем книга]]
[[Когда была написана]]
[[Стиль написания]]
[[История публикации]]
[[Реакция общественности]]
[[Кто из героев - "любимчик" автора]]
[[Зачем автор ввел персонажа Настеньку]]
[[Содержание]]<p align="justify">Главный герой повести.
Основной чертой мужчины является желание докопаться до сути, без понимания которой он не может трудиться.
Как раз этот момент и стал причиной, по которой мужчину выгнали с механического завода.
Вощев, не понимая, куда двигаться дальше, присоединяется к артели мастеровых. Вместе с ними он роет котлован для постройки "общепролетарского дома".
Поначалу размышления о смысле жизни посещают Вощева и тяготят его. Но тяжелый труд со временем вытесняет их, превращая героя в "механизм", который ни о чем не задумывается.
При появлении в рабочих бараках [[Насти|Настя]], в герое вспыхивает надежда. Мол, а вдруг этой девочке дано почувствовать "поток смысла жизни".
В конце концов, Вощин становится председателем колхоза и приводит мужиков на строительство котлована. Там его встречает горестная весть, которая толкает героя в пучину.
Он вновь перестает понимать жизнь.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Безногий инвалид, который передвигается на тележке.
Личность крайне неприятная. Мужчина агрессивен, причем в высшей степени проявления этого качества.
Такие чувства основаны, в первую очередь, на классовом неравноправии. Жачев ежедневно приезжает к [[Пашкину|Пашкин]], чтобы потребовать очередную долю положенных ему продуктов.
Грубый, может ударить человека, который ему не понравился. Пристроился в артели вместе с рабочими, а позднее заботился о [[Насте|Настя]].
После одного трагического события Жачев уполз в город и больше на котловане его никто не видел.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Один из мастеровых.
Худой, болезненный, угрюмый мужчина. Из-за слабости и болезненности он встал на получение инвалидной пенсии. Параллельно с этим выучил несколько лозунгов и стал избираться на должность председателя главкома.
Вместе с [[Сафроновым|Сафронов]] стал посланником в ближайшую деревню, чтобы просвещать крестьян по поводу коллективизации и социализма.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Одна из главных героинь повести.
Сирота, мать которой была дочерью владельца кафельно-изразцового завода (читай, "буржуйкой"). Впоследствии, мать скончалась, оставив девочку одну.
Ребенка берет себе [[Чиклин|Никита Чиклин]] - бригадир артели, которая копает котлован. Сыграло то, что он был знаком с матерью Насти. Чиклин воспитывает девочку в революционном духе.
В какой-то момент Настя отрекается от прошлого и от матери. Девочка говорит, что специально родилась именно тогда, когда к власти пришел Ленин. В какой-то степени ее можно назвать "ребенком революции". И для рабочих она служит символом того, ради чего они работают и живут.
Символично, что в рабочем бараке Настенька спит в деревянном гробу. А игрушки хранит в другом, таком же, гробике.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Лев Ильич Пашкин - председатель окрпрофсовета, который как раз таки и курировал строительство "общепролетарского" дома.
Живет в большом кирпичном доме с супругой по имени Ольга.
Раз в неделю к нему наведывается [[Жачев|Жачев]] и вымогает продукты. В противном случае, инвалид обещал устроить некую пакость.
Именно Пашкин стал инициатором идеи с отправкой в соседнюю деревню посланников. И направил туда [[Прушевского|Прушевский]].</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Прораб, один из руководителей стройки, инженер.
Именно он является автором идеи "общепролетарского" дома, в который должны переселиться все пролетарии города.
У Прушевского весьма солидное жилье - флигель во фруктовом саду. Также у мужчины есть сестра Аня, которой он любит писать письма.
Во времена юности, Прушевский мимоходом столкнулся с незнакомой женщиной и она запала ему в душу. И все это время он тоскует по ней.
[[Чиклин|Никита Чиклин]] предположил, что это мать [[Насти|Настя]], но это всего лишь предположения.
После того, как котлован был готов, Прушевского отправили в колхоз, где он занимался раскулачиванием.
В конце повести остался в деревне, чтобы учить местное население.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Активный работник, который отличается идеологической продвинутостью.
Очень любит нравоучения и всяческие речи. Сафронов установил в бараке радио.
Чуть позднее был послан артелью в деревню для воспитания крестьян, но был убит.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Один из главных героев повести. Работает землекопом, является старшим в артели.
Вся его жизнь сопряжена с тяжким трудом, а не мысленными изысканиями.
В молодости работал на кафельно-изразцовом заводе, где состоялось знакомство с матерью [[Насти|Настя]]. В какой-то момент, в порыве нежности, девушка поцеловала его. Но Чиклин не оценил этого поступка и молча ушел. Однако, позже сожалел о том, что не ответил на чувства дамы.
Никита пошел на этот завод и увидел женщину при смерти. После этого взял на воспитание Настю и привел ее в артель.
После того, как [[Козлова|Козлов]] и [[Сафронова|Сафронов]] убили в деревне, Чиклин отправился туда, чтобы выяснить, кто именно совершил преступление. А затем занялся раскулачиванием кулаков.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">По сути, повесть рассказывает о рабочем по фамилии [[Вощев]], который присоединился к артели, роющей котлован для здания будущего.
В это здание должен переселиться местный пролетариат, а позднее и трудящиеся всего мира.
Стоит отметить, что проект постоянно меняется, котлован становится все больше и больше.</p>
[[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">Считается, что повесть была написана в начале 1930-х годов.
К сожалению, более точно датировать момент создания текста невозможно. В одной из машинописных копий произведения стоят даты "декабрь 1929 - апрель 1930".
Бытует предположение, что Платонов таким образом обозначил время действия повести - самый тяжелый период коллективизации. Для самого Андрея Платоновича это было не самое простое время.
В тот момент у него не было постоянного жилья, его сын тяжело болел. По творческой части тоже был раздрай: в печати разносили его произведения.</p>
[[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">Первое, что бросается в глаза во время прочтения "Котлована" - необычный язык и стиль повествования.
Возникает ощущение "неправильности": слова будто стоят в неправильном порядке. В какой-то степени, язык Платонова можно сравнить с примитивизмом в живописи: писатель как будто впервые видит мир и неловко подбирает слова для его описания.
И подобный подход "разбавляется" всяческими языковыми клише в виде декретов, лозунгов, выступлений по радио. К этому присовокупляются просторечные обороты.
При всей своей неказистости (на первый взгляд), проза Платонова больше схожа с поэзией: в тексте присутствует определенный ритм, а слова тщательно подобраны и стоят на своем месте.
К тому же язык обладает, своего рода, избыточностью. К описаниям обыденных действий и вполне понятных состояний прибавляются характеристики, которые добавляют им "веса" и протяженности.
[[Назад|Поговорим о книге]]
<p align="justify">Если судить по пометкам на машинописной копии повести, Платонов хотел отдать рукопись в издательство "Пролетарий".
В 60-е году текст активно распространялся путем самиздата.
1969 год - "Котлован" публикуют в журнале "Грани" (ФРГ).
1973 год - издательство "Ардис" впервые выпускает повесть отдельной книгой.
1987 год - первая публикация повести в России (в журнале "Новый мир").</p>
[[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">Первый отклик был от Иосифа Бродского.
В 1973 году он написал послесловие к американскому изданию "Котлована".
В небольшом тексте Бродский ставит книгу в первых рядах модернистской литературы. Также отмечается, что у Кафки носителем абсурда является альтер эго автора. У Платонова же ровным счетом наоборот - абсурд покоряет целую страну.</p>
[[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">В "Котловане" можно заметить некую особенность: все персонажи разговаривают плюс-минус одинаково. И их реплики не отличаются от авторской речи.
Это добавляет очков сюжетным перипетиям, так как в самом произведении герои делают общее дело и связаны общей речевой стилистикой. И это при разности характеров.
В этой детали можно усмотреть аллюзию на строителей Вавилонской башни.
Особое положение в пантеоне персонажей занимает как раз таки Вощев. Он живет так, словно где-то вдалеке маячит нечто особенное. Что примечательно, в черновиках у главного героя была фамилия Климентов - настоящая фамилия Андрея Платонова.
По сути своей, Вощев - человек, который выпадает из общего числа участников истории. Он видит и воспринимает мир глубже прочих: всеобщий порыв энтузиазма его не интересует, он больше склонен к некоему философствованию.</p>
[[Назад|Поговорим о книге]]<p align="justify">Сирота Настя живет среди рабочих как "дочь полка".
О ней заботятся, переживают. В какой-то степени она является оправданием труда, на который герои тратят свои жизни:
<blockquote>//«…Необходимо как можно внезапней закончить котлован, чтобы скорей произошёл дом и детский персонал ограждён был от ветра и простуды каменной стеной!»//</blockquote>
<blockquote>//Девочка съела и легла лицом на живот Чиклина. Она побледнела от усталости и, позабывшись, обхватила Чиклина рукой, как привычную мать.
Сафронов, Вощев и все другие землекопы долго наблюдали сон этого малого существа, которое будет господствовать над их могилами и жить на успокоенной земле, набитой их костьми.
- Товарищи! - начал определять Сафронов всеобщее чувство. - Перед нами лежит без сознанья фактический житель социализма. Из радио и прочего культурного материала мы слышим лишь линию, а щупать нечего. А тут покоится вещество создания и целевая установка партии – маленький человек, предназначенный состоять всемирным элементом! Ради того нам необходимо как можно внезапней закончить котлован, чтобы скорей произошел дом и детский персонал огражден был от ветра и простуды каменной стеной!//</blockquote>
Однако, девочку нельзя назвать этаким ангелочком. С ней связаны жестокие сцены произведения. Она чаще прочих позволяет себе очень уж категоричные и радикальные высказывания.
В этом можно углядеть, что мир будущего, который "строят" герои, будет жестоким и ни разу не радужным местом.
В "Котловане" девочка как раз таки и является символом будущего, ради которого и влачат свое существование герои. Однако, стоит отметить, что уже с самого начала Настя связана со смертью.
Так, когда Чиклин находит крестьянские гробы, он забирает два как раз для девочки. Один приспособили в качестве спального места. Второй - для игр.
В деревне, куда ее привез Жачев, Настя простужается и заболевает. Чиклин заботится о ней, как может. Но девочку не удается спасти.
И в этом проявляется символизм: те идеи, то будущее, ради которого живут герои романа, обречены на гибель. Смерть Насти ставит жирную точку в процессе строительства. Котлован становится могилой.
<blockquote>//«Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребёнком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убеждённом впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»//</blockquote></p>
[[Назад|Поговорим о книге]]