Гильермо дель Торо – в высшей степени творческий человек со своим уникальным взглядом и стилем. Достаточно вспомнить культовую дилогию «Хеллбой». Сей достойный муж прочно занимает позицию одного из самых ярких режиссеров. И сегодня мы рассмотрим свежую ленту именитого мастера. Прогуляемся по «Аллее кошмаров».
Нам предстаёт Америка конца 1930-х годов. Молодой мужчина по имени Стэн Карлайл после кончины отца оказывается в труппе карнавальных артистов. Поначалу дела идут со скрипом, но, вскоре, коллектив принимает чужака. Общение с главой бродячих «циркачей» и отдельными коллегами помогают герою понять суть их бизнеса. В основе которого, как можно догадаться, лежат обман и трюкачество. Так, Стэн узнает, как можно угадывать предмет, находящийся у ассистентки, с закрытыми глазами. Секрет в кодовых словах. Мужчина довольно успешно понимает, как дурачить людей и «стричь» с них деньги. Но вот главный секрет семейной пары – гадалки Зины и её мужа – манит мужчину сильнее всего. Они знают определённый код, который помогал им убедить людей в том, что пара знает их мысли. В попытках приподнять завесу тайны проходят два года.
Спустя это время Стэн таки прознал все нюансы и откололся от коллектива, захватив с собой особу по имени Молли. Девушка влюбилась и это чувство взаимно. Они открывают своё дело и колесят по просторам страны, которая почти готова окунуться в пышущее жаром горнило войны. Карлайл устраивает спиритические сеансы для доверчивых богачей. Надо сразу сказать, что наш герой владеет навыками психоанализа, что, вкупе со словесным кодом, приносит успех. Первое время всё идет как по маслу, но Стэна постоянно преследуют предупреждения о том, что дурачить влиятельных людей сродни засовыванию головы в пасть ко льву. Такие люди, в случае чего, шутить не станут и быстро найдут способ отправить мужчину в последний путь. Но Стэн не прислушивается.
И вот наступает момент, к которому всё вело. На горизонте замаячил шанс срубить огромную кучу денег. На фокусника выходит психоаналитик Лилит Риттер с крайне заманчивым предложением: одного солидного джентльмена терзает страшная боль. И он готов заплатить любые деньги, чтобы хоть как-то смягчить её. Герой выстраивает план (надежный, как швейцарские часы), но всё идёт наперекосяк…
Стоит сказать, что «Аллея кошмаров» содержит «под капотом» книжную «начинку». Гильермо дель Торо снял экранизацию романа Уильяма Линдсэй Грэшема. В первоисточнике автор умело показал гнетущую атмосферу бродячих циркачей, опуская за скобки блеск и глянцевый фасад, который видят завсегдатаи ярмарок. Произведение срывает покров, обнажая правду о карнавальных мошенниках, циркачей, зажатых в тисках депрессии и алкоголизма. И дель Торо в полной мере переносит всё это на экран. В начале фильма уделяется достаточное количество времени для того, чтобы жирными мазками создать фон, на котором будет происходить действо. Это действительно удачная попытка мастера в создание классического нуарного фильма. Прежде всего, стилистически. По внутреннему содержанию «Аллея кошмаров» больше похожа на триллер без каких-либо изысков. Внимательный и искушенный зритель сразу раскусит основную интригу и сможет предугадать ход событий. Но этот, казалось бы, минус с лихвой окупается за счет великолепной стилизации. О ней и поговорим.
Стиль и видение
Все, кто мало-мальски знаком с творчеством Гильермо дель Торо, в один голос уверенно скажут: он – визуальный волшебник. Его работы так или иначе соприкасались с вышеописанной «эстетикой нуара»: будь то «Лабиринт Фавна» или «Багровый пик». Но именно в «Аллее кошмаров» он зашел на территорию этой самой эстетики. В фильме присутствуют практически все черты, присущие нуарным фильмам «золотой эпохи». Мир, в котором происходит действие – Америка находящаяся на грани участия во Второй Мировой и уже скованная стальной хваткой Великой Депрессии. В качестве главного героя – персонаж с темным прошлым и парой-другой скелетов в шкафу. Классическая «женщина, ради которой стоит убивать». Все эти атрибуты складываются в классическую нуарную картинку, которую лишь усиливает приглушенное освещение и неоновые вывески.
Дан Лаутстен – оператор, снявший с дель Торо «Багровый пик» и «Форму воды» - в очередной раз доказал, что он точно один из лучших в мире. Сочная, красивая картинка радует глаз и очень ловко трогает струны души, отвечающие за любовь к эстетике. Манера съемки старается соответствовать духу «старой школы», придавая фильму эффект «старины».
Но не только техническими вещами богата «Аллея кошмаров». Костюмеры также внесли огромный вклад и сделали все, чтобы зритель с головой нырнул в историю и получил удовольствие. Работа всей съемочной команды заслуживает высочайшей похвалы. Потому что всем «балом» руководил действительно знающий человек со своим видением.
Все привыкли к тому, что режиссер в своем творчестве тяготеет к элементам монструозности. Что в не такой уж давней «Форме воды», что в «Лабиринте Фавна». Ведь в его лентах чудовища, порой, оказывались гораздо более положительными персонажами, чем люди. И в своей новой ленте дель Торо не изменяет себе. С одним лишь отличием: в виде монстров оказываются сами люди и их страхи. И эти страхи множатся в умах, пополняя армию зверей в человеческой оболочке. В итоге, получается история об амбициях и самонадеянности молодого мужчины, который сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами. И в самом «сердце» этой истории кроется рассуждение о гордыни и тонкой грани, переходя которую человек превращается в самое натуральное чудовище.
«Аллея кошмаров» - стильное, красивое и крайне увлекательное произведение, которое точно порадует не только фанатов режиссера, но и ценителей кино как искусства. Вот только дело в том, что этот фильм воспринимается старомодным. Особенно ярко это проявляется сейчас: в мире попкорновых боевиков и киновселенных ДС и Марвел, конвейерных лент с остро-социальным подтекстом, фильм дель Торо смотрится инородно. Но, определенно, «Аллею кошмаров» стоит посмотреть. Два с половиной часа чистого кайфа и старого-доброго кинематографа того стоят. Не каждый год нас радуют мрачным кино, который снят для взрослых думающих людей.