В этом абзаце, по задумке, должно было быть описание, но расскажу о немного забавном случае. Изначально текст про «Библиотекаря» должен был пойти в раздел «Личное мнение» на основном сайте. К слову, загляните туда – коллеги очень хорошо рассказывают про прочитанное. Думаю, даже удастся подсмотреть книжку на ближайшее время.
Так вот, это был, без лишней скромности, отличный текст. Вот просто отличнейший. Но я его случайно удалил. Да, даже «лучшие» из нас ошибаются.
Видимо, это был знак судьбы. Потому что, не так давно, вышел сериал по книге. А это значит, появился повод еще раз погрузиться в мир Елизарова.
Елизаров, М. Библиотекарь : роман / Михаил Елизаров. - Москва : Ad Marginem, 2009. - 443, [2] с.
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы), библиотеки 11, 15, 16, 21, 23, электронная библиотека ЛитРес
Михаил Елизаров – личность в определенных кругах едва ли не культовая. Поэт-песенник с набором треков, которые введут в ужас особо тонко чувствующих душевных натур. Писатель, которого ранее сравнивали с такими видными представителями современной русской литературы, как Владимир Сорокин и Виктор Пелевин. Но, к счастью, все осталось только в сравнении. Потому что у Елизарова есть свой стиль, по которому его можно безошибочно узнать.
В общем, талантливый человек.
Его роман «Библиотекарь» в 2018 году забрал премию «Русский Букер» и, как мне кажется, открыл широкой читательской аудитории автора. Ну, по крайней мере, со мной так это и сработало. Что же кроется под обложкой, которая претерпевала многочисленные изменения и многочисленные переиздания?
Жил когда-то советский писатель Дмитрий Громов, писал книги. Вот только не снискал он ни известности, ни признания. Все дело в том, что у Громова, если прибегать к метафорам, напрочь отсутствовал центр фантазии. В силу чего его писательские потуги были крайне скудными, но не переходили дорогу существовавшей повестке. Тихо-мирно оседали по многочисленным библиотекам, покрывались пылью в архивах издательств. И, казалось бы, никому не нужный автор должен был кануть в лету, исчезнуть с небосвода литераторов. Но, что называется, был нюанс.
Совершенно случайным образом выяснилось, что его книги обладают странной силой, на грани с магией. А открывалась она только при непрерывном и внимательном чтении. Причем, читать нужно было оригинальные издания.
Каждая книга давала свою силу, по которой их и стали называть: книги Силы, Ярости, Памяти, Терпения, Власти, Радости. Но ходила легенда о некоей книге Смысла, которая не только дополняла комплект из вышеперечисленных книг, но и, вкупе с ними, открывала сакральное знание, способное изменить судьбу мира.
Люди, которым открылась сила библиографии Громова, начали активно искать сторонников и формировать сообщества – библиотеки и читальни. Разумеется, между ними шла борьба за тот или иной экземпляр. Мелкие читальни становились жертвами более крупных и многочисленных объединений – библиотек.
Конфликты решались старым - добрым ультра насилием: выбиралось безлюдное место, на которое приходили бойцы - библиотекари. Огнестрельное оружие на поле брани запрещено, поэтому народ был горазд на выдумки в плане орудий. И битвы эти были жестокими и кровопролитными, потому что все мечтают завладеть «семикнижием» Громова.
Где-то на периферии этого чудного мирка обитает главный герой книги – Алексей Вязинцев. В свои двадцать семь лет он уже разочаровался в жизни, в выбранной профессии, во всем. И тут судьба подбрасывает странный подарок: его дядя, о котором ходили очень странные слухи, умер. После него осталась квартира, которую было необходимо продать. И Алексей, собрав нехитрый скарб и получив наставления родителей, отправился в путь.
На удивление мужчины, объявление о продаже сработало очень быстро. И вот, в двери уже маячит потенциальный покупатель с подозрительными гражданами за спиной. Подозрительно быстро соглашается на названную сумму, задает странные вопросы про книжки и все в таком духе. А затем и вовсе говорит, что деньги внизу, в автомобиле. Делать нечего, Алексей спускается. И сходу попадает в водоворот событий, которые, как бы банально это ни звучало, навсегда изменят его жизнь.
Дальнейшие события останутся за рамками этого обзора. Потому что, на самом деле, лучше самостоятельно прочесть «Библиотекаря». Благо, авторский стиль и общая легкость повествования позволят осилить книжку за вечер. Ведь там ждут такие чудеса на виражах, что закачаться можно.
Сначала роман можно по ошибке отнести к этакому своеобразному образчику боевого фэнтези. Могут возникнуть ну очень уж притянутые за уши ассоциации с «Дозорами» Лукьяненко. Но, чем глубже закапываешься промеж сюжетных стеллажей, тем отчетливее становится видно, что это самобытная проза. Не похожая на творчество уже упомянутых корифеев пера и бумаги.
Да, в книге хватает излишне жестоких, кровожадных моментов. Автор будто смакует каждую масштабную битву, каждую мелкую стычку. Но не позволяйте затуманить разум – это всего лишь обертка. Под которой скрывается действительно интересное произведение, способное как заставить плеваться, так и задуматься.
А теперь перейдем к сериалу.
Сериал
Восемь эпизодов вышли летом две тысячи двадцать третьего года на нескольких стриминговых сервисах. И этот ход действительно подогрел интерес к личности и творчеству Михаила Юрьевича.
Сюжет сериала делает отступление от первоисточника. Экранный Алексей Вязинцев мечтает как можно быстрее сбежать из опостылевшей Москвы в Голливуд. Ведь он актер, который мечтает свернуть горы. Ну, как минимум, покорить зарубежные холмы. Да вот незадача: на визу не хватает четыре тысячи долларов. Положение, как понимаете, бедственное: на дворе девяностые, а актерством такую сумму не собрать.
Однако провидение подкидывает счастливый билет: отец Алексея, давным-давно бросивший семью, погибает в одном из провинциальных городков. В наследство жене и сыну он оставил скромную квартиру. Незадолго до смерти, отец передал сыну письмо и попытался извиниться. Но душевные раны слишком глубоки.
Так вот, вооружившись письмом и мыслями о скором решении проблемы с документами, Алексей едет в город Широнино. А там его уже заждались люди, которые знали Вязинцева - старшего с другой стороны: как бойца и главного библиотекаря в широнинской читальне.
Но это не все изменения, которые разводят сериал и книгу на разные полюса. Переработке подверглись ключевые персонажи, вокруг которых и вращается «вселенная Громова».
Так, глава одной из читален – Марченко – в книге был похож на какого-то стереотипного «начальника». В сериале же он превратился в служившего в Афгане вояку в чинах.
Хранитель одной из крупнейших библиотек Шульга на экране предстал максимально шаблонным злодеем с типично злодейским планом. Хотя в книге он прошел весьма серьезные изменения: от простачка до уверенного в своих силах библиотекаря, который держит в узде огромное количество человек и ведет подковерные интриги.
И это только пара примеров.
Сериал больше опирается на «внешнюю» составляющую, делая акцент на драме человеческих отношений. Никаких попыток копнуть глубже и раскрыть основную идею. Там, где Елизаров показывает внутренние изменения героев (до и после попадания в мир Книг), сериал больше похож на уже упоминавшийся цикл «Дозоров». Только тут уже не Лукьяненко, а Бекмамбетова.
Еще одно серьезное изменение – возможности громовских книжек. Их мощь в сериале, по большей части, связана с потенциальными изменениями мира. Книги же в печатном «Библиотекаре» показаны как инструмент для внутренней трансформации.
Ну и концовка, разумеется, колоссально отличается от оригинала: сериальная выглядит гораздо оптимистичнее. А вот какую из них принять – дело самого читателя/зрителя.
Экранный «Библиотекарь» похож на местами зрелищный аттракцион, который связан с книгой ну очень уж тонкой ниточкой. На мой взгляд, это, скорее, произведение «по мотивам». Достойное внимания, конечно.