Джо Хилл – довольно успешный автор. И, заодно, хорошее опровержение предположения о том, что яблоко от яблони далеко падает. Недалеко, очень недалеко. Для тех, кто не в курсе, Джо – сын того самого Короля Ужасов. Писатель давно выбрался из тени собственного отца, подарив миру такие отличные романы, как «Коробка в форме сердца», «Пожарный» и прочие. Но сегодня мы поговорим об одном рассказе. Да, да. О небольшом произведении, которого вполне хватило, чтобы снять фильм. Наш сегодняшний герой – «Чёрный телефон».
Бессмертная классика: маленький город Дэнвер, в котором происходит не пойми что. Именно так можно кратко описать завязку произведения. Время действия – конец 70-х годов. По традиции, взрослые не отрываются от бутылки и предпочитают решать все вопросы не языком, но кулаками. В городке начинают пропадать дети. Кипы объявлений с лицами исчезнувших детишек висят на столбах и специальных стойках. Даже максимально далекому от кинематографа человеку становится понятно – в городе орудует маньяк.
Похищен тринадцатилетний мальчик по имени Финн Блейк. Парнишка очень застенчивый, но смышлёный. Опять же, по всем законам жанра он является изгоем. В школе его обижают хулиганы, дома таится «дракон» в виде отца, любящего крепкое пойло и крепкую взбучку своему детёнышу. Единственный светлый лучик в жизни парня – сестра Гвен. Идеальная жертва, не находите?
А что маньяк? Он рассекает по городку на фургончике и вполне себе умело затаскивает ребятню, оставляя на местах похищений черные шарики. Пять жертв уже попали в сети, наш герой стал шестым. В народе преступник получил прозвище Граббер.
Так вот, Финни приходит в себя в звуконепроницаемом подвале, куда его посадил похититель. Из всех деталей не самого приятного места выделяется старый чёрный телефон на стене. Маньяк намекнул, что аппарат не работает, связи нет. Но парнишка сталкивается с обратным: в какой-то момент телефон позвонил и ошарашенный подросток осознал, что слышит на другом конце провода голоса предыдущих жертв. К триллеру добавилась щепотка мистики. А чтобы повысить ставки, выясняется, что и сестра Финни также обладает некими способностями. Если конкретно, она – ясновидец. Посредством снов она видит похищение брата, затем ей начинают показываться пятеро детей, ставших узниками маньяка. В общем, получается вполне себе хороший кинококтейль.
Вы вправе спросить: «погодите, а где же полиция?». Она тут присутствует, конечно же. Но сотрудники в форме – стереотипные уставшие от работы и серой жизни товарищи, которым, кажется, чуть ли не в лом искать или хотя бы как-то действовать. И всё, что они делают (ну, почти все) – ждут подсказок от Грейс.
Спойлерить концовку мы, конечно же, не будем. Зачем лишать удовольствия самому или самой посмотреть «Чёрный телефон»? А удовольствие от просмотра можно получить, это правда.
У руля ленты стоят Джо Хилл и Скотт Дерриксон. Последний известен в хоррор-среде своими шедевральными (по мнению автора статьи) фильмами «Шесть демонов Эмили Роуз», «Синистер» и «Избави нас от лукавого». Широкой аудитории он может быть знаком по первому «Доктору Стрэнджу». Так что, как говорится, такой режиссер борозды не испортит. Взяв за основу короткий рассказ, он вместе с автором нарастил на «скелет» оригинала кинематографического «мяса», создав историю маньяка и его жертв.
Ещё одним удачным моментом является каст. Разумеется, главная звезда в фильме – Итан Хоук, сыгравший безумца на грани. И, надо отдать должное, свою работу он сделал просто прекрасно. Правда, в бэкграунде его персонажа есть разночтения с оригиналом. В рассказе Граббер был клоуном, который творил беспредел, что было своеобразным кивком в сторону реально существовавшего маньяка. В фильме же Граббер носит образ этакого фокусника.
Собственно, Итан Хоук почти весь хронометраж ходит в маске, поэтому основными инструментами роли стали взгляд и голос. Но не стоит разочарованно вздыхать: маска здесь не похожа на шаблонную личину. Ее дизайн действительно хорош, а сменные части, которые охотно заменяет Граббер по ходу действия, добавляют мурашек. В общем и целом, персонаж получился колоритным и действительно способным вызвать некий дискомфорт.
Единственный минус заключается в том, что от ужасов здесь есть только пара скримеров. Так что, любители пощекотать нервы останутся с лёгким осадком досады. Но, в остальном, фильм держит в напряжении. Благодаря действительно неприятным сценам физического насилия и нагнетаемому волнению за судьбу главного героя. Такие дела.
Казалось бы, сколько фильмов с таким набором деталей мы видели? Сотни? Но здесь можно немного расслабиться и отпустить чувство «о боже, опять» погулять. Да, фильм нельзя назвать шедевром. Фильм нельзя отнести к новой волне хорроров типа «Ведьмы» или «Солнцестояния». Но также его нельзя отнести к откровенно халтурным поделкам категории Б. Это добротный, хорошо снятый триллер из серии «на один разок». «Черный телефон» вполне способен скрасить вечер. А большего же от него не требуется.
Рассказ
Как уже упоминалось в статье, злодей «Чёрного телефона» предстаёт на страницах в виде клоуна. Думаю, сразу же начинают прослеживаться параллели с творчеством именитого отца, да? Да ещё эти чёрные шарики – хороший символ, но уже использовавшийся. В том же «Оно». Но стоит попридержать коней критики.
Да, рассказ похож на подражание творчеству Стивена Кинга. Да, может сложиться ощущение, что Джо Хилл избрал лёгкий путь и потопал по щедро украшенной удобной тропинке. Наверное, это будет правдивым предположением. Но, всё-таки, оммаж в сторону родственника наблюдается только в начале текста. Дальше, как мне показалось, идёт полёт фантазии самого автора.
И, надо признать, в тесных рамках рассказа, всё подаётся более чем отлично. Тут есть и атмосфера, и хорошо написанные персонажи. Нагнетание идёт до самого финала, который, в целом, можно предсказать сильно заранее. Но это не делает «Чёрный телефон» каким-то посредственным набиванием руки. Это действительно интересное произведение, которое может и не радует свежими находками, но зато цепляет деталями и показанными ужасами, заставляя на время занять место жертвы – беззащитного ребёнка.
Кстати, его можно прочитать в сборнике
Хилл, Д. Призраки двадцатого века : [рассказы] / Джо Хилл ; [пер. с англ. Е. Копосовой]. - М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2007. - 380, [3] с.
А взять сам сборник можно вот здесь:
• Городские библиотеки 2, 3, 15, 21.
• Электронная библиотека ЛитРес