Яна Вагнер, в высшей степени, любопытный автор. Две тысячи двадцатый год стал для ее творчества если не вторым дыханием, то мощным толчком так точно. Пандемия в разгаре, люди, сидя в квартирах на удалёнке, не понимают, что происходит. Неизвестность и тревога прочно входят в повседневные чувства. И тут появляется медиапродукт в виде сериала с названием “Эпидемия”. И понеслось. На волне интереса к сериалу, люди узнали, что есть книжный первоисточник в двух частях (“Вонгозеро” и “Живые люди”). И, на тот момент, он выглядел и воспринимался весьма точно попавшим в цель пророчеством. С наводящей на тяжелые думы концовкой.
Собственно, сюжет в книге стартует с места в карьер. Здесь не будет никакого описания “злостного вируса, вырвавшегося из скользких перчаток ученых” или орды зомби, которые жрут все, что плохо бегает. Нет, все гораздо прозаичнее. Эпидемия с неизвестной природой буквально выкашивает народ и передается воздушно-капельным путем. Люди паникуют, люди мрут, люди срывают с себя маски и показывают истинную натуру. Страшную, звериную, лишенную всего, что некогда можно было назвать “человеческим”.
В центре повествования находится группа. А именно, две соседских семьи, объединенных общими проблемами. Однако, “Вонгозеро” говорит с читателем лишь от лица Ани - женщины, которую внезапно рухнувший мир застал врасплох (как и миллионы других). Она, вместе с сыном Мишей, мужем Сергеем и его отцом оказываются перед лицом новой реальности, которая потеснила привычную размеренную жизнь. Скооперировавшись, они решают ехать к маленькому дому в середине озера, именем которого и названа первая книга. Однако, пикантности ситуации добавляет один момент: незадолго до выезда, Сергей умчался в уже “пылающую” Москву и забрал с собой бывшую жену и сына. В таком составе герои и двинулись по тропе сюжета.
На пути персонажей попадаются люди самого разного калибра: военные, которые бросили все и решили поиграть в мародеров, обычные россияне, избавившиеся от обременительного груза моральных устоев. И дорога. Тяжелая, заснеженная, изматывающая. Огня в и без того не самое приятное путешествие добавляют напряженные отношения Анны и бывшей жены. Однако, не стоит допускать мысль о том, что вокруг остались исключительно отрицательные персонажи. В критический момент группу спасает дед, который и не помышлял о каком-то злодействе или материальном поощрении. Однако, герои подумывают о том, как бы обокрасть безобидного старика. Долгая дорога и “ужасы войны озверевших людей” начали сказываться на спасающихся.
Раскрывать сюжетные повороты и спойлерить (ну, кроме момента с личной жизнью Сергея, сорян) не стану. Просто скажу: “Вонгозеро” - чуть ли не стандартный пример книги в жанре роуд-муви. Путешествие из пункта А в пункт Б с вкраплениями взрывных моментов, которые, либо ставят палки в колеса, либо выворачивают представления о том или ином герое наизнанку. При всем уважении к автору, хотелось бы отметить возникшее в какой-то момент прочтения чувство скуки. Поймите правильно, написать произведение в таком формате, при кажущейся простоте, крайне тяжело. Необходимо насытить текст действительно цепляющими моментами, которые выбьют из-под ног читателя почву и выведут на эмоции.
Яна Вагнер, на мой взгляд, справилась лишь с половиной задачи. Она создала максимально камерный, прямой путь, в который изредка вклиниваются враждебные особи и не зависящие от воли человека обстоятельства. Глазами Анны все это выглядит интересно примерно треть книги. Дальше начинаешь откровенно скучать (по крайней мере, так было у автора этого обзора). “Хило сплоченная компания едет, едет, едет в далекие края, встречает кого-то, что-то происходит. Повторить несколько раз. Продавать без рецепта”. Ужасные масштабы заболевания и прочие неприятные вещи остаются в слепой зоне глаз героини. Зато нам дают огроменную порцию различных выяснений отношений и размышлений о том, как же быстро мы утратили пресловутую цивилизованность.
Возможно, прочти я “Вонгозеро” раньше крутейшей “Дороги”, впечатление было бы другим. Однако, что есть, то есть. Финал (если последние страницы книги можно так назвать) оставляет уйму вопросов. Ответы на которые (частично) даны в “Живых людях”. Кстати, вторую книгу можно даже не начинать, если вы только смотрели сериал или не читали “Вонгозеро”.
Если с сюжетом под обложкой все понятно, то на сериальном стоит остановится подробнее. Есть в нем солидная горсть расхождений, пусть и в угоду некоторым киношным условностям. Пару героев искусственно сделали старше своего возраста в книжном варианте. Понятное дело: подростковая любовь жизненно необходима. Наверняка можно рассматривать это как лучик света посреди пораженного болезнью мира. С последующим выводом линии влюбленных к религии и вере (тут не буду ничего говорить, а то мало ли. Слишком хрупок лед, которым покрыта эта территория). Некоторые ситуации и персонажи отсутствовали в первоисточнике, но они дали сильный буст к атмосфере и настроению сериала. Некоторые моменты вызывали недоумение, однако, не сильно испортили впечатление.
Вообще, “Эпидемию” я принял скорее положительно. Да, сериал может показаться одноразовым. Да, привыкшие хаять российский кинематограф (и сериальную нишу, в частности), могут воротить нос и презрительно фыркать. Но, поверьте, не стоит сбрасывать “Эпидемию” со счетов. Выход сериала сопровождался весьма солидной активностью. Люди делились положительными впечатлениями, активно нахваливали и многое другое. Чего только стоит похвала от Мастера Ужасов (читай, Стивена Кинга), после которой наши бравые журналисты буквально достали госпожу Вагнер своими вопросами. И, знаете, это тот случай, когда похвала оправдана. Сериал не хватает звезд с неба и явно не претендует на место в топах мирового кинематографа. Однако, для нашей страны это вполне себе хороший звоночек: у нас могут снимать хорошие вещи для широкой аудитории.
Подводя итог, хочется отметить, что “Вонгозеро” и “Эпидемия” - средние, но приятные продукты, которые стоит попробовать. Для неискушенных читателей это будет полезный опыт и эмоции, для знатоков жанра возможность взглянуть на новых представителей нивы постапокалипсиса. Такие дела, ребятишки.