Алан Мур – признанный волшебник, который творит на бумаге нечто невообразимое. Его фигура давно стала культовой среди фанатов графических романов. Некоторые из его работ вполне заслуженно носят звание «перевернувших жанр». Думаю, многие, так или иначе, сталкивались с его творчеством. «V- значит вендетта», «Из ада», «Бэтмен: Убийственная шутка», «Лига выдающихся джентльменов».
Но сегодня мы поговорим о другом, не менее легендарном произведении. О «Хранителях».
Мур, А. Хранители : [комикс] : абсолютное издание / Алан Мур ; [художники Дэйв Гиббонс, Джон Хиггинс] ; перевод с английского М. Юнгер и И. Смирновой ; DC Comics. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2015. - 525, [1] с.
Местонахождение книги: библиотека 15.
Изначально комикс издавался в виде небольших ежемесячных выпусков (всего вышло 12 штук). Однако, позднее, «Хранители» были переизданы в едином формате. Были и стандартные сборники в мягкой обложке, и расширенные делюкс-издания. Но факт остается фактом: комикс до сих пор пользуется заслуженным вниманием и спросом.
Итак, время и место действия крайне специфические – 1986 год, Холодная война в самом разгаре. Часы судного дня находятся на угрожающей отметке, которая сулит ядерную катастрофу. Место действия – альтернативная реальность. Мир более-менее похож на наш, но в нем присутствуют личности, которые облачаются в костюмы и вершат справедливость. Со всеми вытекающими изменениями.
Благодаря супергероям США одержали верх во Вьетнаме. Президентом остается Никсон. Холодная война накалена до предела. Вот только у Америки есть, пожалуй, самый мощный козырь – доктор Манхэттен. Этот герой по-настоящему владеет сверх силой. Он способен мановением пальца слепить из атомов нечто грандиозное, равно как и разобрать все на мельчайшие частицы. То есть, буквально все.
В таком мире, как ни странно, супергероев не особо жалуют. На правительство работают лишь доктор Манхэттен и Комедиант, а остальные борцы за справедливость росчерком ручки на законодательном акте были отправлены на пенсию. Уже бывшие герои занимаются своими делами, пытаются осознать, что мир оказался на пороге Армагеддона.
И тут случается событие, которое запускает маховик истории. Комедианта – Эдварда Блэйка – находят мертвым. Кто-то выбросил его из апартаментов, в результате чего герой оставил след на грязном асфальте.
Здесь стоит остановиться и сделать небольшое отступление: супергерои в «Хранителях» в подавляющем своем большинстве не владеют необычными способностями. Как правило, под масками скрываются полицейские и обычные люди, которые понимают, что законными путями можно решить далеко не все. Единственный супергерой с действительно выдающимися способностями уже упоминался выше. Но он все больше отстраняется от человечества и сам семимильными шагами перестает быть человеком в привычном понимании этого слова.
И здесь как раз таки раскрывается одна из особенностей комикса – Алан Мур дал читателям возможность заглянуть под маску и всмотреться в лица супергероев. На тот момент такой «ракурс» не предложил никто. И это был действительно сильный шаг, который стал одним из кирпичиков в фундаменте величия «Хранителей». Но перейдем к главным действующим лицам. Вот они, слева направо.
Роршах (настоящее имя – Уолтер Ковач).
Отличительная черта этого мужчины – маска из белой ткани с черными пятнами, которые напоминают тот самый тест Роршаха. Саму ткань разработал доктор Манхэттен, в результате чего маска становится «лицом» героя, так как пятна имеют свойство меняться. Да и сам Уолтер считает ее своим настоящим лицом.
После запрета на супер геройства, Роршах оказывается по ту сторону закона и не перестает вершить правосудие на свой манер. А его методы, мягко говоря, не отличаются особой мягкостью. Никто не уйдет не покалеченным.
Мировоззрение Ковача сродни его маске – он видит мир исключительно в двух цветах. Думаю, понятно в каких. Нет никакой градации и, так называемой, серой морали. Либо, либо.
Именно Роршах начинает расследование гибели Комедианта.
Озимандия (настоящее имя – Эдриан Вайдт).
Эдриан – вундеркинд, идеалист, ребенок богатых родителей. В какой-то момент он решил идти по определенному пути. Поэтому, отдал оставшееся наследство на благотворительность, а сам пустился в путешествие. Причем, его маршрут был построен по мотивам походов Александра Македонского. По окончании путешествия, Эдриан возвращается в Америку и становится супергероем по имени Озимандия. Спустя несколько лет зарабатывает репутацию самого умного человека на планете.
После запрета на геройство Эдриан становится бизнесменом и в короткие сроки строит финансовую империю. Сказывается и супер геройское прошлое, и гениальный ум.
По части мировоззрения является полной противоположностью Роршаха. И эти отличия очень сильно проявят себя в сюжете.
Доктор Манхэттен (настоящее имя – Джонатан Остерман).
Единственный во вселенной комикса, кто обладает сверх возможностями.
В детстве Джон мечтал стать часовщиком, как и его отец. Но позже выбор пал на более современное и актуальное направление – ядерную физику. В 1959 году случилось происшествие, которое имело колоссальное значение – во время эксперимента Джон оказался в лаборатории. Двери заблокировались, и выбраться из смертельной ловушки не представлялось возможным. Юношу буквально растащило на атомы. Но он не погиб…
Джонатан собрал себя по частям и обнаружил, что стал носителем неимоверной силы (телекинез, телепортация, возможность влиять на материю на субатомном уровне). Так «родился» новый человек.
После обретения нового «статуса», Остерман кардинально изменился. Люди и их проблемы перестают волновать доктора, но, тем не менее, он помогает США победить во Вьетнаме, а также получить перевес в главном противостоянии с СССР.
Доктор Манхэттен проживает одновременно во всех мигах прошлого, настоящего и будущего. Он знает все возможные варианты развития событий (но, как покажет комикс, эта способность может сбоить), но ничего не может изменить. Поэтому не считает нужным предпринять хоть малейшие усилия, чтобы хоть как-то что-то переделать.
В частности, это касается и его отношений с Лори Юспешик. Да, тут есть любовный треугольник, который довольно быстро успевает разрешиться.
Ночной Филин (настоящее имя – Дэн Драйберг).
Этот герой больше похож на всем известного Бэтмена. Он полагается на технические приспособления. Вкупе с навыками рукопашного боя, это становится очень эффективным средством борьбы с преступниками. И, по духу его геройского прозвища, все гаджеты и механизмы связаны с темой филина.
Также оставил супер геройское прошлое, о чем впоследствии начнет сильно жалеть. Дружен с Роршахом. И именно к Филину последний наведывается с новостью о гибели Комедианта. Вместе они начинают расследование, которое приведет к чему-то очень глобальному.
Шелковый призрак (настоящее имя – Лорел Юспешик).
Самая молодая героиня в команде. По характеру немного похожа с доктором Манхэттеном, в результате чего они сошлись и некоторое время были вместе.
Со своими обязанностями справлялась очень неплохо, но не огорчилась, когда эра героев подошла к завершению.
Комедиант (настоящее имя – Эдвард Морган Блэйк).
Один из самых опытных героев. Сорок пять лет выполнял правительственные поручения. Воевал во Вьетнаме.
Эдвард придерживался позиции «Весь мир – это жестокая шутка», и понять ее может лишь он один.
Как человек, Комедиант не вызывал особых симпатий – на общепринятую мораль и святость жизни человеческой ему было глубоко плевать. В супергерои он подался, потому что это был хороший способ утолить желание пострелять по живым мишеням без последствий.
Также, Комедиант – обладатель одного из самых ярких символов комикса. Да, речь о желтом значке-смайлике.
Вокруг этих героев и будет вращаться история. И, надо признать, Алан Мур действительно сумел значительно расширить представление о супергероях. В «Хранителях» они не похожи на приторного капитана Америку с его высокими моральными устоями и максимализмом. Герои комикса воспринимаются как живые люди со своими недостатками и плюсами. Они рефлексируют, вспоминают былые времена, с тревогой смотрят в обреченное будущее. Им веришь: их эмоциям, их поведению и прочим вещам. Это люди, которые взяли на себя бремя восстановления этакой уличной справедливости, и тут уж точно не до высокопарных речей. Все предельно жестоко. Никакой наивной героической романтики.
Принято считать, что герои, как правило, являются символами чего-то, отражают какую-то идею. По части символов и без них в «Хранителях» все более чем хорошо. Самый главный – часы. Разных видов и форм они мелькают на страницах комикса. И главы (выпуски) комиксов разделяются огромным рисунком уже упоминавшихся часов судного дня. Этот механизм условно отображает степень близости человечества к самоуничтожению. В самом начале они остановились на одиннадцати минутах до полуночи (пиковой точки). Думаю, понятно, что с каждой главой минутная стрелка будет приближаться к роковой цифре двенадцать.
Поэтому, супергерои стремятся всеми силами откатить стрелку назад, наводя порядок. Кто как может. Роршах, например, действует по своему «кодексу». Грубо говоря, он находится «над законом», за что и преследуется полицией по всему городу. Но его методы весьма действенны. Преступники всех мастей до дрожи боятся мужчину в маске.
Доктор Манхэттен пытается сдержать стрелку Судного дня гораздо более масштабными методами. Так, толпу демонстрантов он телепортирует, избегая огромного количества жертв. Война во Вьетнаме не унесла столько жизней, как в нашей с вами реальности, потому что вмешался Манхэттен. Все закончилось за три месяца.
Главный «злодей», который стоит за уничтожением героев, вполне способен вызвать удивление. А ярлык мы поместили в кавычки, потому что, как ни странно, виновника заварившейся истории нельзя назвать негодяем в чистом виде. В какой-то степени его можно понять, а вот принимать его точку зрения – выбор читателя. Но, поверьте на слово, внезапный срыв покровов сможет доставить удовольствие. Как минимум, потому что он ведет себя не как стереотипный антигерой из популярных комиксов.
Помимо самой истории, к «Хранителям» примыкают огромные куски текста, которые дополняют вселенную и обрисовывают декорации, в которых происходит действие. Журнальные статьи, отрывки из книг, доклады и прочее отлично работают на создание атмосферы и погружают в созданный Муром мир.
Время показало, что «Хранители» стали классикой, которую точно включают в подборки рисованных историй, с которых стоит начать знакомство с жанром. Это до сих пор порыв свежего воздуха посреди душных комиксов от Марвел и ДиСи. Под обложкой скрывается многогранная, сложная и интересная история, которая деконструирует определенные стереотипы, связанные с супергероями.
Фильм
Здесь стоит начать с того, что сам Алан Мур, мягко говоря, прохладно относится к экранизациям своих работ. Собственно, он и считал, что «Хранители» не поддаются экранизации. Однако у Голливуда было свое мнение. Правда, процесс переноса комикса на экраны затянулся на очень долгий срок.
Первые попытки были в начале девяностых годов. В кресло режиссера должен был сесть Терри Гиллиам. Из этого ничего не вышло: сценарий кромсали так и эдак, что явно не пошло на пользу. В итоге, этот вариант отправился на полку.
А в 2004 году был написан новый сценарий (уже под крылом другой компании). Все было готово к началу съемок, но фильм снова перенесли. В 2006 права на фильм выкупили Warner Bros. И тут, что называется, дело пошло на поправку.
У руля экранизации встал Зак Снайдер, который к тому времени уже заработал некоторые «очки репутации» благодаря «Рассвету мертвецов» и «330 спартанцам» (которые также были сняты по комиксу). Обнадеживал и тот факт, что сам Снайдер был большим фанатом комикса. Значит, бережное отношение к первоисточнику было гарантировано.
Основное отличие ленты от комикса – концовка. Они кардинально разнятся. Но столь дерзкий шаг ни в коем случае не испортил картину. Фильм получился действительно качественным и следующим букве оригинала.
Конечно, в тесный костюм хронометража вместить столь масштабную историю тяжело, но Снайдер справился на «отлично». На выходе получился фильм с великолепным визуальным рядом (серьезно, просто посмотрите начальные титры), хорошим звуковым сопровождением и отлично собранным кастом. Главные герои получились такими же глубокими и неоднозначными, как и в оригинале.
В режиссерской версии, помимо самой истории «Хранителей», присутствуют вставки из комикса в комиксе. Его читает один из героев второго (если не третьего) плана. А именно, история про «Черную шхуну», которая несет смерть всему. Под раздачу попал капитан одного судна. Вся его команда погибла, а он сумел спастись, оказавшись на необитаемом острове. Капитана тревожат беспокойные мысли о том, что зловещий корабль добрался до его родного города и уничтожил всех жителей, включая его жену и дочь. Моряк спешно мастерит плот и несется в родную гавань, пытаясь опередить «Черную шхуну».
К сожалению, экранизацию «Хранителей» приняли весьма сдержанно. Кого-то отпугнул излишне раздутый хронометраж. Некоторым не приглянулась мрачная атмосфера и затянутость истории.
Но фильм Зака Снайдера до сих пор считается одной из самых подробных экранизаций комикса. Что, наверное, многое значит.