Кларисса

«Молчание ягнят» - культовый фильм, который снискал громадную любовь публики. Образ Ганнибала Лектера в исполнении Энтони Хопкинса моментально стал легендарным, спровоцировав тысячи пародий и отсылок. Жуткий маньяк, обладающий сильнейшим интеллектом до сих пор вызывает мурашки и заставляет вздрагивать. Фильм снят по не менее известному роману Харриса, второму из трилогии о каннибале. Знакомство с Клариссой Старлинг, которая расследовала дело Буффало Билла, изменило едва ли не всё. У фильма есть полноценное продолжение и два приквела. И вот, встречаем сериал, который расскажет, чем занималась агент Старлинг после событий «Молчания ягнят».

Агент Кларисса Старлинг возвращается к работе спустя год после событий «Молчания ягнят». Столь нашумевшее дело не могло не отразиться на молодой девушке. Но слава сотрудника, убившего Буффало Билла, до сих пор следует за ней невидимым шлейфом. Однако коллеги поделились на два лагеря: тех, кто смотрит на героиню с обожанием и чуть ли не благоговением, и тех, кто презирает её, но не говорит об этом открыто.

Кларисса

За время отсутствия в ФБР убийц и маньяков, очевидно, не убавилось. Скорее, наоборот. Поэтому агент Старлинг с головой ныряет в омут и делает свою работу. Вот только проблема в том, что к распутыванию преступлений назойливо цепляются внутренние проблемы, связанные с тем, что происходило в «Молчании ягнят». Казалось бы, поле для сценарных манёвров широчайшее – гуляй не хочу.

Тут тебе и героиня с сильнейшей травмой, которая пытается выбраться из этой ямы, в которую по иронии судьбы, её заточило убийство Билла. Не стоит забывать и о детских травмах, которые умело обнажил доктор Лектер. Спокойно можно сделать нечто годное об этом. Или, например, поступить как Ник Пиццолатто в первом сезоне «Настоящего детектива». Превратить героиню в мрачного философа, который балансирует на тонкой грани между реальностью и иллюзорностью, но продолжает заниматься тем, что умеет лучше всего. Подкинуть ей заковыристую тайну, которая постепенно сможет привести либо к разрешению внутреннего кризиса, либо полностью сломать и оставить на обочине. Но сериал пошёл другой тропой, частично вдохновившись успехом сериалом «Ганнибал».

«Кларисса» работает по простой схеме. Каждую серию агент расследует новое дело. Этакий замкнутый круг. Не то, чтобы это было плохо, но, признаться, немного напрягает, когда практически идентичные действия происходят из раза в раз. Преступление, осмотр места и тела, сбор улик, допросы, инсайд, завершение. Конечно, без крупного злодея (или злодеев) никак, но хочется, что называется, всего и сразу.

КлариссаКларисса

Примерно по такой же колее двигался «Ганнибал», но там всё равно была основная сюжетная линия, которая соприкасалась с тем, что происходило в сериях. Она была хребтом, на который и нанизывались эпизоды, без преувеличения, великолепного продукта. Но, думается, в случае с «Клариссой» дело поправимое.

Ещё одна брешь в сериале – скудная «фауна» из оригинала. К сожалению, авторские права не позволили создателям «Клариссы» развернуться во всю мощь, поэтому он выглядит изолированно, в стороне от фильмов и «Ганнибала», словно бедный родственник. Так что можно и не надеяться услышать хоть что-то о Чесапикском потрошителе. Только герои, которые появились в «Молчании ягнят» (книжном).

После просмотра остаётся ощущение какой-то непричастности «Клариссы» к обширной киновселенной по произведениям Харриса. И, скорее всего, дело не в сюжетной канве, не в проблеме с правами на колоритных персонажей. Нет. Дело в том, что сериал проигрывает в плане запоминаемости. Нельзя сказать, что он безликий, но ему не хватает определённого яркого штриха, что ли. Взять, к примеру, кинотрилогию: «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал». Да, все они не идеальны, есть шероховатости. Но каждый фильм индивидуален за счёт различных вещей. Наиболее выгодно, конечно, на мой взгляд, смотрится как раз таки «отец» «Клариссы». Сериальный «Ганнибал» цеплял не только умопомрачительной визуальной составляющей. Он буквально приблизился к статусу «произведение высокого искусства». Встал максимально близко к зоне кинематографа (в полном его понимании). Дорого, красиво, круто.

Однако, «Клариссу» можно похвалить за шикарную атмосферу 90-х. При просмотре кадры щекотали центр, отвечающий за чувство ностальгии. По временам, показанным в старых-добрых «Секретных материалах», к примеру. Честное слово, вот эту самую атмосферу наблюдать и впитывать – одно удовольствие. Декорации и фильтры делают своё дело.

Теперь поговорим о главной героине, роль которой исполнила австралийская актриса Ребекка Бридс. Она, безусловно, хорошо справилась с ролью девушки с сильным волевым стержнем. Но, опять же, она не привнесла ничего нового. С первой же серии заметно, как актриса старается подражать неподражаемой (простите) Джоди Фостер. Что изначально обречено на провал. Потому что Джоди Фостер смогла сыграть героиню максимально близко к идеалу. Кларисса Старлинг (на момент действия фильма) – хрупкая маленькая девушка, к которой подавляющее большинство членов ФБР относится с пренебрежением. Но у неё есть сила воли и стержень, который помогает продираться сквозь дремучесть и насмешливые замечания к цели. В сериале, к сожалению, от этого образа мало что осталось. При всём уважении к Ребекке Бридс, её Кларисса лишь бледная тень, которая не имеет своих характерных черт. Она – обычная. Разумеется, это не претензия и не оскорбление актрисы. Но, опять же, есть пример создателей сериала «Ганнибал», которые сумели найти на роль доктора Лектора изумительного Мадса Миккельсона. И датский актёр уж точно не ударил в грязь лицом. Наоборот, дополнил и расширил образ одного из самых популярных киноманьяков.

Как можно заметить, сериал «Кларисса» буквально обречён на сравнения с «товарищами» по общей вселенной. Потому что без этого, увы, никак. Имея на руках мощную героиню и возможность творить нечто невероятное, авторы пошли по лёгкому пути и создали рядовой сериал. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что выйди «Кларисса» чуть раньше, всё могло бы быть иначе.

Книга

Молчание ягнят

Роман «Молчание ягнят» - признанная классика от мира психологических триллеров. И заодно, идеальное продолжение серии про маньяка Ганнибала Лектера. В центре сюжета уже знакомая Кларисса Старлинг, которая проходит обучение в Академии ФБР. И сразу же девушка попадает, пардон, «в оборот». Жуткий серийный убийца, которого прозвали Буффало Биллом, орудует не покладая рук. И Джек Кроуфорд (начальник отдела психологии) пытается привлечь к сотрудничеству Ганнибала Лектера. Ведь каннибал Ганнибал – гениальный психолог, который сумеет «расколоть» Буффало Билла. Чтобы наладить контакт и выудить информацию, Кроуфорд отправляет Клариссу на встречу с гениальным психопатом.

Ганнибал сразу же заинтересовался курсанткой и пришел к соглашению: он помогает в деле, в обмен на воспоминания из детства Клариссы.

«Молчание ягнят», на мой скромный взгляд, сильнейшая книга из цикла. В ней нет скованного слога из «Красного дракона». Она действительно написана живым, вполне себе пристойным языком. Ну и, конечно, весомый плюс книге прибавляет личность маньяка. Буффало Билл – максимально отталкивающий и вызывающий толпы мурашек персонаж. Его искалеченное восприятие мира детально прописано и подано по-настоящему мастерски.

Но главная звезда, без всяких сомнений, сам доктор Лектер. Его мышление, хитрость и невероятной силы харизма буквально сковывают.

Кларисса также не остается в стороне. Она умна, имеет нестандартный взгляд на ситуацию, который помогает ей раскрыть дело. А их диалоги с Ганнибалом – отдельное удовольствие. Книжная «химия» между героями передана выше всяких похвал.

Харрис, Т. Э. (1940- ).
Молчание ягнят : [роман] / Томас Харрис ; перевод с английского И. Бессмертной, И. Данилова. - Москва : Э, 2015. - 405, [1] с. ; 21 см. - (Detected. Тайна, покорившая мир).
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы).

Электронная библиотека «ЛитРес»
Завести читательский билет ЛитРес

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.