Том Перротта – американский писатель и сценарист, чей талант был замечен и обласкан критиками. Так, его роман «Как малые дети» стал прорывом и моментально приковал внимание публики к писателю. Автор удостоился очень высокой оценки: его окрестили «американским Чеховым, чьи персонажи даже в нелепом положении кажутся «благословенными светящейся аурой человека». Также Перротту называли писателем, в высшей степени одаренным в рисовании эмоциональных карт людей. Но перейдем к его роману, который стал героем этой статьи.
14 октября в небольшом городке Мейплтон происходит нечто странное. Сотни его жителей совершенно неожиданно пропали без вести. Буквально испарились в воздухе. И самое страшное заключается в том, что не осталось даже малейших догадок или зацепок, чтобы отыскать исчезнувших. Страшное событие назвали «Внезапное исчезновение».
Можно понять, что творилось на душе тех «счастливчиков», которые остались нетронутыми. Полнейший раздрай, недоумение, всепоглощающий страх. И во главе всей этой эмоциональной «своры» - тяжелое чувство неизвестности.
Кевин Гарви – мэр Мейплтона – пытается всеми силами восстановить нарушенный ход вещей и старается помочь тем, кто пережил утрату. Стоит отметить, что и сам Кевин пострадал от произошедшего: его семья развалилась.
В качестве небольшого отступления: после случившегося, в мире начали разрастаться секты, так или иначе связанные с «Внезапным исчезновением». В одну из них попадает жена Кевина – Лори. Секта носит название «Виноватые». Ее члены не дают забыть оставшимся о пропавших. Они одеваются в белые одеяния и молча ходят по городу.
Сын Кевина – Том – бросил учебу в университете и стал «учеником» таинственного святого Уэйна. Этот человек потерял маленького сына, после чего решил создать свою секту, которая, якобы помогает избавиться от боли утраты. Поначалу все шло вполне безобидно: коллективные объятия, пламенные речи в память о тех, кто исчез. Но это, как можно понять, лишь мостик к куда более неприятным вещам.
Только дочь по имени Джил осталась с отцом и продолжает жить с ним под одной крышей. И даже ее «Внезапное исчезновение» изменило до неузнаваемости. Такова колода основных героев, за которыми читателю предстоит наблюдать на протяжении романа.
Том Перротта, к его чести, не стал вдаваться в подробности «Внезапного исчезновения». Наоборот, он сместил фокус на его последствия для людей. И это, как по мне, гораздо интереснее. Если бы автор приплел условных инопланетян, эффект был бы не тот. Подобный ход обыгрывался в сотнях книг, если не тысячах. И не думаю, что автору удалось бы привнести что-то новое.
Вместо этого, Том Перротта очень ярко показал, как меняется личность при утрате, какие изменения претерпевает человеческая психика и какие защитные механизмы включаются у различных людей, столкнувшихся с травмирующим событием. Например, кто-то спасается от стресса бегством, кто-то закрывается в себе и своем внутреннем мире. Другие же пытаются бороться самыми разными путями. И, конечно, те, кто выбрал последний способ, сталкиваются с самым страшным противником – с самим собой.
Механизмы борьбы также различаются – от попытки рационально объяснить происходящее, до замещения и вытеснения негативных эмоций.
И через них придется пройти читателю. Стоит сразу предупредить: никакого «жесткого экшна» и бурного водоворота событий здесь не найти. Это медленное, тягучее повествование о сломанных людях, которые пытаются справиться с тяжким грузом.
Не стоит ждать и сверхэмоционального накала страстей и буквально рвущие струны души откровения. Весь роман выглядит чистеньким, прилизанным. Наверное, гораздо лучше было бы подать подобный сюжет в более остром стиле. Но получилось, как получилось.
«Оставленные» - не выдающийся, но вполне себе крепкий роман средней руки, который определенно может найти свою аудиторию. Том Перротта полностью оправдал авансы, щедро выданные прессой и критиками. А теперь немного поговорим о сериале.
Перротта, Т. Оставленные : [роман : 16+] / Том Перротта ; [перевод с английского И. Новоселецкой]. - Москва : АСТ, 2015. - 414, [1] с.
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы), библиотеки 2, 3, 11, 15, 16, 21.
Сериал
Сразу стоит сказать: во многом благодаря сериалу аудитория обратила свое внимание на книгу. Такое случается, хоть и не часто. И этому есть вполне себе достойное объяснение.
У руля сериала, помимо Тома Перротты, стоял Деймон Линделоф. Думаю, многим он знаком как соавтор легендарного сериала «Остаться в живых», а также как сценарист «Прометея», «Земли будущего» и прочих лент. Поэтому вполне логично, что от адаптации ожидалось качественное зрелище. В принципе, так и получилось.
Сериал в некоторых моментах расходится с первоисточником. Так, например, главный герой здесь не мэр, а офицер полиции.
Сюжетная завязка совпадает с книжной: произошло «Внезапное исчезновение», а само действо стартует спустя три года после этого. Город готовится ко Дню героев, который стал своеобразной данью памяти пропавшим. Но, как водится, не все разделяют налет «героичности». Многие исчезнувшие были очень далеки от понятия «примерный гражданин».
Некоторые из выживших считают это не исчезновением, а вознесением. И произошедшее расценивают как предвестник чего-то грандиозного, более масштабного.
Третьи организовали секту «Виноватых» (как и в книге), члены которых молча бродят по городу и пытаются помешать спокойному существованию городка. И, разумеется, раздражают местных.
На первый план в этом странном месте выходят:
• Шериф Кевин Гарви, который также, как и книжный прототип, в некотором роде потерял семью.
• Мэг Эббот – девушка, которая готовится к свадьбе. По странному совпадению, стала объектом пристального внимания со стороны религиозной секты.
• Эйми – подруга дочери шерифа.
• Мэтт Джэмисон – бывший преподобный, которого пожирает злость от того, что он не исчез. Ну да, есть и такие товарищи. Вот он как раз на фото.
Уже в первом эпизоде зрителю подают огромное количество вопросов, которые могут сходу сбить с толку. Линделоф собаку съел на всяческих таинственных нагромождениях и мастерски умеет водить зрителей за нос. Его фирменный почерк прослеживается и в «Оставленных». В какой-то момент может возникнуть ощущение, будто повеяло нотками «Остаться в живых». «Что вообще здесь творится то?»
Как и книга, сериал не подарит каких-то изобретательных и динамичных действий. Это очень размеренное полотно, поделенное на серии. И, по личному впечатлению, сериал действительно воспринимается гораздо лучше книги.
Во-первых, благодаря сильному актерскому составу.
Горячо любимые Лив Тайлер (в роли Мэг Эббот) и Маргарет Куэлли (Джилл Гарви, дочь Кевина), а также Джастин Теру (Кевин Гарби) отлично вжились в роли и отыгрывают так, что им безоговорочно веришь. Это же касается и прочих актеров, которые приняли участие в съемках. В сериале герои проработаны и прописаны гораздо тщательнее и глубже.
Во-вторых, атмосфера.
С самого начала нас встречает густое настроение полнейшей безнадеги и отчаяния. Печаль и скорбь об исчезнувших пронизывает буквально все и вся. И это как раз таки является эмоциональным крючком, на который подсаживает режиссер. А дальше – бессонные ночи с просмотром серий и вечной диллемой «так, ну, наверное, еще один эпизод и точно спать».
Конечно, многих может отпугнуть не самая высокая оценка от зрителей. Может отстранить и медленное повествование. Можно попробовать начать смотреть, а потом оставить «Оставленных» на потом и забыть про существование такого сериала. Но, как мне кажется, ему стоит дать шанс.
Это отличная экранизация, которая привлекает драматизмом, огромной эмоциональностью и прекрасной проработкой. Создатели умело выдерживают интригу и в последней серии выдают поворот, который полностью оправдывает медленный темп и кучу загадок, щедро развешенных по всем сериям.