Думаю, для многих имя и творчество Гиллиан Флинн открылось благодаря шикарной экранизации романа «Исчезнувшая». Ну а как вы хотели, Дэвид Финчер у руля = гарант качества. Но сегодня речь пойдет о дебютном романе американской писательницы, а также о сериальной адаптации. Поговорим об «Острых предметах».
Флинн, Г. Острые предметы : [роман : 16+] / Гиллиан Флинн ; [перевод с английского И. Егоровой]. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2014. - 348, [2] с.
Где почитать: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы), библиотеки 2, 3, 11, 15, 16, 21.
«Острые предметы» увидели свет в 2006 году, а уже год спустя выиграли две номинации Ассоциации писателей-криминалистов: премию Эдгара По и премию Барри. Можно сразу сказать: дебют на писательском поприще удался. Книга получила положительные отзывы критиков и писателей. Даже Стивен Кинг расщедрился на мини-рецензию, в которой не скупился на похвалу.
В 2014 году прогремела «Исчезнувшая», которая открыла (ну, как минимум, автору этой статьи) творчество Гиллиан Флинн. В 2015 году вышла экранизация еще одного романа – «Темные тайны». И вот, по такой любопытной закономерности (от последнего к первому), подошла очередь для «Острых предметов».
В 2018 году вышел одноименный сериал. Но о нем мы поговорим чуть позже. Пробежимся по книге.
Книга
Сюжетная завязка не так, чтобы уж очень оригинальна. В наличии имеем следующие переменные: американская глушь, маленькие городки, скелеты в шкафах, детские травмы, которые не отпускают и по сей день.
Камилла Паркер – главная героиня романа. Женщина живет и работает в Чикаго, но, будем откровенны, это такая себе жизнь. Дело в том, что Камилла – не хватающий звезд с неба репортер, который пишет статейки для одной из не самых популярных газет. Однако, не смотря на это, девушка мечтает о блестящей карьере и мощной статье, которая вознесет ее на пьедестал. И вскоре такой случай подворачивается.
В маленьком городе бушует маньяк, жертвами которого уже стали несколько малолетних девушек. И Камиллу хотят командировать на место действия, чтобы она выдала сенсационный репортаж. Так сказать, с пылу, с жару. Но выбор пал не только из-за журналистского дара и скиллов: девушка родилась и выросла как раз таки там, где творятся ужасные вещи. А значит, она быстро и просто сможет найти общий язык с местными и выяснить, что там вообще творится.
Разумеется, Камилла отправляется в поездку. И, на протяжении всего романа ей предстоит не только окунуться в омут расследования преступлений, но и вновь взглянуть в глаза своим страхам и демонам. Ведь она сбежала и не горела желанием возвращаться в это богом забытое место.
Дома репортера ожидает настолько теплый прием, по сравнению с которым пребывание в Антарктике можно назвать летним приятным отдыхом. Мать Камиллы – Адора – не рада визиту дочери. У нее появилась другая семья, другой ребенок – девочка тринадцати лет по имени Эмма. Поэтому у Камиллы сразу срабатывает триггер, который срывает замок с травмирующих воспоминаний из детства.
Пока девушка борется с ними, в городе вновь случается убийство. И вот тут героиня решает объединиться с полицейским по имени Ричард, приехавшим в чудесный городок для расследования.
Детективная линия, как по мне, не такая уж и напряженная. Гораздо больше эмоций вызывают атмосфера и герои. Но если в «Исчезнувшей» автор умело провернула фокус «солнышко» на эмоциональных качелях (от сочувствия и переживания до жгучей ненависти), то в «Острых предметах» все более спокойно, что ли. Практически все персонажи, включая второстепенных, вызывают исключительно негативные эмоции. И эта «однополярность» героев неплохо вписывается в общую картину, нарисованную словом.
Ведь, по сути, малая родина – медленно побулькивающий котел из однообразия и полнейшего морального, интеллектуального и прочего разложения. Жильцы потихоньку спиваются, впадают в депрессию, сходят с ума от застывшего во времени, словно муха в янтаре, существования. Те, кто помоложе (и сильно моложе), балуются всякими запрещенными веществами, алкоголем и познают прелести взрослых игр в пестики и тычинки на практике. В итоге, складывается далеко не самая приятная картина, которая вызывает не просто отторжение, а некую брезгливость. И Гиллиан Флинн щедро подпитывает это ощущение мерзкими подробностями и описаниями.
В какой-то момент линия с расследованием и поиском маньяка чуть ли не полностью теряется на фоне рассказов о различных девиациях, детских травмах (одна из которых привела к тому, что героиня занималась селфхармом) и прочих вещах. Хорошо ли это? На самом деле, нет, как мне кажется. Ну правда: я и так понял, что место действия романа – глухая дыра, в которую никто по своему желанию не поедет. Я понял, что секс, наркотики и спиртное стоят во главе угла и всем плевать на всех. Но нет, автор упорно продолжает сгущать краски. Как результат: за брезгливостью пришли усталость и раздражение. Прямо как с Палаником: если пользоваться одним приемом, он приедается и не вызывает резонанса.
Как уже было отмечено, детективная часть не такая напряженная и неожиданная. Гиллиан Флинн развесила весьма грубые флажки-указатели, которые достаточно быстро позволят читателю сложить пазл в голове. И, к чести автора, убийца был представлен и введен в повествование чуть ли не сразу. Никакого излюбленного хода посредственных писак в духе «телепортируем преступника из головы на последние страницы рукописи и все». В этом плане все обставлено на уровне.
Хотя, если позволите, книгу нельзя назвать чистым детективом или триллером. Это, скорее, психологическая драма, к которой подцепили элемент поиска преступника. И это, в какой-то степени, роднит «Острые предметы с «Девушкой в поезде».
После прочтения «Острых предметов» могут остаться смешанные впечатления. С одной стороны, ну очень уж дотошно (в хорошем смысле) воспроизведенная жизнь в захолустье и отвратительные люди, с другой – явный перебор с откровенно неприятными описаниями. Ощущение, будто тебя, как читателя, заставляют усердно копаться в чужом исподнем – не самое клевое, как по мне. Но это не значит, что книгу нельзя рекомендовать.
Она похожа на густое, тягучее варево, которое вызовет эмоциональный отклик. Неважно, негативный или положительный. Главное, что она не оставит равнодушным. А это уже чего-то да стоит.
Сериал
У руля адаптации встал именитый Жан-Марк Валле («Далласский клуб покупателей», «Большая маленькая ложь»), который полностью и поставил небольшой по формату сериал.
Поначалу кажется, что «Острые предметы» - странный Франкенштейн, сшитый из «Твин Пикса» и «Настоящего детектива». От первого был позаимствован символизм и столкновения классических добра и зла. От второго: душная, тягучая обстановка оставленных богом мест, по которым колесит мрачная героиня Эми Адамс.
Собственно, как и книга, сериал не торопится рассказать все и сразу. Экранное повествование такое же неспешное, размеренное, как и в книге. Любители динамичных сериалов могут заскучать. Но такой подход сыграл адаптации на руку. Ведь на откуп предлагаются прекрасно срежиссированные сцены флэшбеков, видений и прочих трипов.
Как и в книге, Камилла приезжает в город детства, где ее не рады видеть мать, сводная сестра, отбившаяся от рук, а также безвольный отчим. Ну и куда без старых знакомых, которые совершили кульбит и переобулись в непривычные для них «тапки». Тут и бывшие чирлидерши, ставшие скромными мамами с детками, шериф, который подливает алкоголь в газировку подросткам и т.д.
И, конечно, никуда не делись призраки прошлого, которые начинают активно зудеть и докучать. Конечно же, страшнейший призрак – Адора. Приезд дочери выбивает ее из зоны комфорта и провоцирует агрессию. И именно через призму отношений матери и дочери становится ясно, что детективная «начинка» - всего лишь прикрытие.
Равно как и в книге, сериал рассказывает о вечном конфликте «отцов и детей», о влиянии воспитания на поведение и комплексы человека. В конце концов, о том, что отголоски такого подхода к взращиванию ребенка приведут к психологическому и физическому истязанию последнего.
По сути, «Острые предметы» - сериал о людях, сломанных внутри. О людях, которые не могут дотянуться до света и не могут испытать хоть какое-то чувство, кроме боли. Да и, если честно, они и не пытаются найти возможность что-то изменить.
Сериал маскируется под триллер с маньяком, подготавливает зрителя к одному зрелищу, но потом резко выбивает почву из-под ног и показывает настоящее «лицо»: семейную драму с ну очень уж глубоким самокопанием и анализом.