Падение дома Ашеров

Падение дома АшеровЭдгар Аллан По – признанный игрок в слова. Создал форму классического детектива и заложил основы для жанра психологической прозы. В числе его известных работ – знаменитое стихотворение «Ворон», «Убийство на улице Морг», «Черный кот», «Золотой жук» и многие другие. Эдгара Аллана можно с уверенностью назвать «универсальным солдатом»: он писал в разных жанрах, включая ужасы, приключения, фантастику, научную фантастику, детектив. Но, как это часто бывает, за ним закрепилась слава только в одном из литературных направлений. И это «страшные» рассказы.

По, Э. А. Падение дома Ашеров : роман, рассказы / Эдгар Аллан По ; перевод с английского З. Александровой [и др.]. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2012. - 639 с.
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы), электронная библиотека «ЛитРес».

«Падение дома Ашеров» начинается с того, что безымянный герой получает письмо от своего старого друга – Родерика Ашера. Последний приглашает рассказчика к себе в поместье. Разумеется, герой соглашается.

На подступах к особняку, рассказчик отмечает невероятно мрачный пейзаж: озеро, деревья, сам дом. Присмотревшись, герой замечает трещину, которая рассекает здание сверху донизу.

Встреча с хозяином усугубляет и без того мрачные впечатления. Родерик Ашер страдает от наследственного недуга, который проявляется в обостренных чувствах. Его страшит яркий свет, громкие звуки и многое другое. По сути, весь его быт пронизан страхом. Но вишенкой на мрачном торте становится заявление Ашера о том, что в доме поселилась неведомая сила.

По ходу дела рассказчик узнает о том, что сестра Родерика тоже тяготиться странной болезнью. Она равнодушно ко всему, а ее тело буквально тает на глазах. И, аккурат перед приездом друга юности, состояние женщины ухудшилось.

А затем читатель, вместе с рассказчиком, окунается в вереницу дней в поместье Ашеров. Родерик музицирует, читает книги, они беседуют на отвлеченные темы. В одной из бесед проскальзывает мысль о том, что растения способны чувствовать, что вокруг поместья сгустилась атмосфера, веками влияющая на судьбу всех представителей семейства.

Казалось бы, вполне себе обычное времяпрепровождение обрывается страшным событием, после которого сюжет начинает набирать обороты.

«Падение дома Ашеров» - удивительно атмосферный рассказ, при прочтении которого сразу проникаешься всем этим мраком, щедро рассыпанным автором на страницах. Отдельно стоит отметить стиль автора: при прочтении, возникающая перед глазами картинка была очень яркой и живой.

Но, опять же, это произведение, как мне кажется, на любителя. Кому-то подобный формат может показаться тягомотным и скучным. Кому-то непонятным и бессмысленным. Но факт остается фактом: без преувеличения, классика готических произведений, до сих пор вызывает обсуждения и не оставляет никого равнодушным. Это ли не литературное бессмертие?

Экранизации

Самая первая лента по рассказу увидела свет в 1928 году. Французский немой фильм под чутким руководством Жана Эпштейна содержал в себе, помимо сюжета оригинала, историю из другого произведения. А именно, из «Овального портрета». В этой зарисовке рассказывалось о художнике, который рисовал портрет девушки. И, чем живее и ярче выходила картина, тем слабее становилась натурщица. В фильме 1928 года Родерик тоже одержим картиной своей жены. В роли супруги выступила леди Мэдилейн. Рассказчик же здесь представлен в виде глухого старика.

В черно-белой ленте на первый план вышли не только герои, мастерски воплощенные актерами, но и сам дом. Именно в этой экранизации здание передает максимально точное ощущение упадка и одиночества.

Самая известная экранизация вышла в 1960 году и носила имя «Дом Ашеров». В отличие от оригинала, режиссер Роджер Корман решил дать имя рассказчику – тот стал Филиппом Уинтропом. Претерпели изменения и взаимоотношения между главным героем и леди Мэдилейн. В этой экранизации они влюблены друг в друга. К тому же, сестра Родерика одержима мечтой покинуть родовое гнездо. Также в ленте зрители могут увидеть некоего дворецкого.

В фильме показывается, что на семье Ашеров лежит проклятье, а все предки брата и сестры – поголовно маньяки и сумасшедшие. И все это подводит к простой мысли: дурная наследственность наложила свои цепкие лапы и на последних представителей рода.

К примеру, Родерик показан натуральным безумцем, который удерживает сестру в доме.

Конечно, были и другие вариации и попытки перенести рассказ на киноэкраны, но мы поговорим о свежем продукте – мини-сериале, вышедшем в 2023 году.

Кресло режиссера занял Майк Флэнаган – признанный мастер, известный своими фильмами ужасов («Окулус», «Сомния»), а также сериалами («Призраки дома на холме», «Полуночная меса»).

Сразу стоит отметить разительные изменения. От «декораций», в которых разворачивалось действие рассказа, отказались. Место действия перенеслось в настоящее время.

Кадр из сериала

На экране предстает история представителей богатой семьи, которая руководит прибыльной корпорацией «Fortunato Pharmaceuticals». Ашеров преследует зловещий рок: в какой-то момент начинают погибать дети главы семейства – Родерика Ашера. Кроме того, его бизнес-империя находится на грани развала. Разумеется, у мужчины есть поводы, чтобы впасть в хандру. И только сестра не теряет надежды на благополучный исход.

В какой-то момент к Родерику с визитом является детектив Огюст Дюпен, который ну очень давно пытается прищучить жестокую семейку. Исключительно для конфиденциальной беседы, в которой Родерик приподнимет завесу тайны над темными делишками семьи. Можно сказать, для исповеди в грехах.

Кадр из сериала

В сериале сюжет одноименного рассказа является, своего рода, ядром, вокруг которого вращаются истории, основанные на других рассказах По. Флэнаган буквально соорудил экскурс по литературному наследию писателя.

Каждый эпизод содержит отсылки на рассказы и стихотворения Эдгара Аллана. Это заметно и по названию серий. Режиссер берет культовые сюжетные мотивы и наращивает на них «мясо» повествования. И отдельно стоит отметить, что все эпизоды связаны единой аркой, а не представлены, как в сериалах-антологиях.

Как и в «Призраках дома на холме», Флэнаган исследует травмы отдельно взятой семьи. А у «осовремененной» семьи Ашеров этих травм накопилось аж на четыре шкафа со скелетами.

Кадр из сериала

Так, к примеру, Родерик создал уникальный препарат, блокирующий связь физического и ментального. По сути, наркотик, который позволяет людям жить без связи с нервными рецепторами. Все для того, чтобы приглушить собственную потребность в побеге от чрезмерной чувствительности в зону комфорта и стабильности.

Но стоит сразу оговориться: на экране не будет разоблачения пороков современного общества. Сериал скорее насмехается над тем, как легко люди готовы «продаться» за материальные блага и благополучие.

Взять, к примеру, детей Родерика: каждый из них слепо пошел по стопам отца и основал свою империю. Они бесконтрольно тратят деньги, человеческая жизнь для них – пустой звук. С таким отношением вполне себе понятна нелюбовь к себе и к другим. В результате, акцент делается на персональный внутренний ад каждого из членов жестокой семьи.

Кадр из сериала

«Падение дома Ашеров» нельзя назвать однозначно лучшей работой Майка Флэнагана. Как по мне, «Полуночная месса» получилась гораздо более сильной. Но это не отменяет простого субъективного факта – мини-сериал получился славным.

Это очень красивый, тщательно продуманный продукт, который затянет зрителя в путешествие по миру реального и кошмарного. Продукт – сага о семейных интригах и темном наследии.

Если вы являетесь поклонником творчества По, сериал вас не разочарует.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.