Алексей Иванов давно зарекомендовал себя в качестве мощного и отличного писателя. Один «Географ глобус пропил» чего стоит. И вот, спустя некоторое время, Алексей Викторович сотворил, без преувеличения, огромный труд под названием «Тобол». Вполне разумно, что, после такой плодотворной работы, автор решил побаловать публику лайтовым произведением, который не будет особо терзать и поражать размахом. Но будет держать в напряжении. Получившуюся книгу Иванов назвал «Пищеблок».
Книга
Действие романа разворачивается в Советском Союзе. А именно, в пионерлагере «Буревестник». Смена, описываемая в произведении, особенная: она «олимпийская». По всему СССР гремит надвигающаяся Олимпиада. В лагерь параллельно приезжают студенты-вожатые и, собственно, сами пионеры. Особая гордость «Буревестника» - ветеран Гражданской войны, который является почётным шефом лагеря. Серп Иванович Иеронов.
Всё шло хорошо, пока один из главных героев – Валера Лагунов – не обнаружил странность: его товарищ по отряду разительно изменился: он начал ходить в идеально наглаженном костюме с красным галстуком. Можно было бы списать всё это на какие-нибудь внутренние качества мальчика (типа сознательности), но нет, всё не так просто. В одну из ночей друг Валеры начал пить кровь у спящего мальчика. Что, конечно же, вообще никак не вписывается в поведение не то, что пионера, а ребёнка вообще. С этого события произведение медленно, но верно, набирает ход.
Как я уже писал выше, «Пищеблок» - действительно лайтовый, не самый закрученный текст Алексея Иванова. Это простенькая история, которая у старшего поколения может вызвать острые приступы ностальгии, а младшему покажет яркую (возможно, не самую правдивую) картинку, сорванную с дерева эпохи. Различные страшилки, которые некоторые из вас могли застать в детстве, вот эти вот шалости с ночной вылазкой на этаж к девочкам и пачкание их зубной пастой. Атмосфера действительно хорошо создана и она не пахнет липой.
Если у вас нет никаких особо важных дел, книгу можно прочитать примерно за полдня. Что, несомненно, является огромным плюсом. Здесь нет никаких перегруженных сцен, всё подаётся доступно и, что важно, очень живо.
Но если копнуть чуть глубже, можно увидеть за напылением декораций весьма серьёзную работу над характерами и различными моральными точками. Так, «Пищеблок» касается темы дружбы (что неудивительно) и предательства. Также, на страницах плавает противостояние личности со своей идеологией и своим внутренним компасом и коллектива, ценности которого претят чуть более чем полностью. Конечно, вышеперечисленные пункты нельзя назвать сверх оригинальными. Но всё же, они подаются не так прямолинейно и не вызывают острой боли от скуки.
Завершая небольшую вводную о «Пищеблоке», хочется сказать: это не самый лучший роман Иванова. Но и не самый худший. Это обычный роман, который скрасит время и, вполне возможно, отложится в памяти. Но не стоит строить больших ожиданий, серьёзно.
Сериал
В мае 2021 года свет увидела экранизация романа. На момент написания материала (09.06.2021) вышло 4 серии из 8. Однако их достаточно для составления первого впечатления. По части близости к первоисточнику всё более чем отлично. Есть некоторые моменты, отсутствующие в книге, но они не сильно портят впечатление. О них будет чуть ниже.
Сериал стартует бодро и сразу хватает быка за рога – небольшая продолжительность обязывает. Поэтому, нам широкими размашистыми мазками рисуют общую канву истории, затем столь же бодро расставляют персонажей. И вот в первой же серии возникает понимание, на что оглядывались создатели. Без лишних слов, «Очень странные дела» (имеющий руки да загуглит). Начиная с музыкального синт-вейв сопровождения, заканчивая чуть ли не дословными цитированиями в плане постановки сцен и так далее. Можете назвать меня снобом или душнилой, но, чёрт побери, более-менее насмотренный человек скажет вам то же самое. И я пишу об этом отнюдь не в негативном ключе. Просто в некоторых точках сериалы соприкасаются (как минимум, оба вызывают то самое чувство ностальгии) и вполне естественно, что некоторые вещи будут похожи. Но продолжим.
Помимо «ОСД», «Пищеблок» слегка кивает в сторону отечественных блокбастеров. А именно, в сторону «Дозоров» Лукьяненко. Назойливые комары, которые пьют кровь детей, обращая их в вампиров – м-м-м, отсылочки. Вампиры питаются с помощью скрытого хоботка во рту, что делает их похожими на надоедливых насекомых.
Кстати, пару предложений о визуализации. Она хороша, просто чертовски хороша. Цветокор, постановка кадра – всё сделано на высоком уровне. То же можно сказать и об актёрской игре. На большую часть ролей были взяты молодые, едва засветившиеся актёры, которые добротно отыгрывают роли детей и вожатых. Петр Натаров в роли Валерки получился типичным «книжным ребёнком», который, впрочем, обладает сильной волей и принципами. Именно его история занимает львиную долю хрона. В качестве помощника, сценаристы ввели его старшего брата, который периодически появляется в виде воображаемого «подсказчика». Брат также прошёл через «Буревестник» и вскоре умер.
Даниил Вершинин (вожатый Игорь) отлично вписался в образ этакого бунтаря, который также видит показушность пресловутого «товарищества и коллективизма». Однако, все размышления на этот счёт, оставили за рамками сериала. Но не сказать, что от этого персонаж многое потерял.
Итог
«Пищеблок» - отличный образец какого-нибудь «летнего» романа. Он не будет загружать мозг лишними изысканиями. Скорее, наоборот. Книга идеально подходит для того, чтобы расслабиться, передохнуть от чтения чего-то более забористого (тех же «Благоволительниц», как было со мной). Сериал также позволит приятно провести время (только если вы не станете задумываться над происходящим) и не пожалеть о потраченном ресурсе.