Все ниженаписанное можно считать мнением автора по поводу франшизы, именуемой «Сквозь снег» (или «Рассекающий снег»). В интернете обычно не принято уделять внимание лонгридам, но этот закос под Снайдеркат (см. Лига справедливости 2021 в гугле), смею надеяться, заинтересует тебя, друг/подруга. Поэтому занимайте места согласно билетам, пристегивайтесь. Локомотив личного мнения отправляется в путь.
1. Комикс
В 1982 году два уважаемых джентльмена, которых звали Жак Лоба и Жан-Марк Рошетт, выпустили в свет первую часть своего детища: графический роман Le Transperceneige. Суть была в следующем: мир пережил климатический катаклизм. Природа показала подселенцам свою силу и превратила Землю в бескрайнее царство снега и льда. Выжившие человекоединицы вынуждены ютиться в катающемся по всему миру составу из более чем тысячи вагонов с поэтичным названием «Рассекающий снег».
Конечно же, зудящие мерзкие вещи, свойственные человеческой натуре, вырываются наружу: состав от головного вагона до последнего представляет собой чуть ли не хрестоматийную иерархию социальных слоев. Чем ближе ты живешь к тепловозу, тем лучше твоя жизнь. Никаких забот, никаких тревог. Вкусная еда каждый день, стоматологический кабинет (вот же роскошь в постапокалипсисе), свежие фрукты и овощи. В общем, все блага цивилизации. Соответственно, чем дальше в лес и дальше по вагонам, тем хуже условия и жизнь. Жителям самых последних вагонов, мягко говоря, не позавидуешь. Приятные вещи, вроде каннибализма и вспышек инфекций, в наличии.
Религия отступила, оставив нагретое место для веры в Чудесный поезд и Вечный Двигатель. Нации стерлись, вместо них все зависит от уровня достатка (см. выше). Этакая система каст, любезно заимствованная из древней Индии. Конечно, везунчики могут пролезть на место под солнцем, но сделать это невероятно тяжело. А вот скатиться по социальной лестнице можно влегкую: за любой проступок тебя погонять пинками в хвост состава.
Пролофф – одинокий беженец с юга поезда. Судьба повернулась к нему лицом и дала шанс попасть в средний класс. Однако герой попадается, и его помещают в купе-изолятор. К Пролоффу пробирается представительница защитников прав «южан» по имени Аделаида. Девушка сообщает Пролоффу о том, что его персона известна в верхах «Рассекающего снег». И, по слухам, сам Он – президент поезда. Якобы, он хочет обсудить с представителями низших классов некоторые вопросы и заручиться поддержкой. Вот только есть одна загвоздка: от Президента наших героев отделяет огромное количество вагонов, которые необходимо преодолеть.
«Сквозь снег» - отличнейший комикс, который и по сей день остается актуальным. Ну, например, никто не отменял звон колокола по части экологических катастроф. Или, опять же, никто не отменял огромную проблему в материальном и социальной разделении людей. Комикс буквально соткан из подобных символов, которые легко считываются. И актуальные вещи завернуты в сценарий постапокалипсиса, который вполне возможен и в нашей жизни. Ну, кроме поезда, конечно.
Стоит похвалить авторов комикса за кропотливую работу не только над рисунком, но и персонажами. Они очень живо прописаны и обладают вполне реальными чертами характера: смеются, ругаются между собой, ведут себя, как реальные люди, естественно. Конечно, главный герой слегка ярче общей массы. Он обладает недюжинной волей и желанием изменить положение дел. В какой-то момент он добирается до верхов и сталкивается с новой реальностью: слухи об абсолютной роскоши в верхах подтвердились и Пролофф все увидел воочию. Но цель попасть в локомотив оттесняет вообще все.
Отдельно хочется отметить хорошо прописанный мир. Авторы показали не посыпающих голову пеплом людей, которые живут в герметичной системе. Люди вселенной «Сквозь снег» приспосабливаются к новым реалиям. Восстанавливают культуру (телешоу, путешествия в виртуальной реальности), совершают вылазки наружу за ресурсами (этакие Сталкеры). Люди обжились, но мир жесток. И в этом кроется взгляд авторов. Цивилизация и природа не могут находиться в мирном существовании бок о бок. Вообще никак.
Издание на русском языке вышло практически одновременно с сериалом от Netflix. Стоит отдать должное издателю: все выпуски под одной обложкой размещены на очень плотных страницах. Локализация также не вызывает никаких вопросов (как это было со Скоттом Пилигримом). Томик выглядит очень приятно и, в принципе, займет достойное место в коллекции любителей графических историй. Вдвойне приятно, что это издание французского комикса. В наших краях такое событие случается крайне редко. Поэтому надо ловить момент за корешок.
2. Фильм
Один из самых известных режиссеров Южной Кореи Пон Чжун Хо, к огромному счастью, убедил своего товарища приобрести лицензию на экранизацию комиксов. После чего начался оооооочень долгий процесс. Который, в итоге, завершился абсолютно прекрасным фильмом.
Декорации не отличаются ни на йоту: все тот же глобальный природный катаклизм, все тот же поезд, мчащийся и крушащий все на своем пути, все те же проблемы и напряжение. Сначала пройдемся по касту. Просто вслушайтесь в имена: Крис Эванс, Джейми Белл, Тильда Суинтон, Джон Хёрт и многие другие. Это очень крепкий актерский состав, очень. И, очевидно, они успешно справляются со своими ролями и отыгрывают на отлично.
Главный герой (Крис Эванс) по имени Кёртис живет в близком к хвосту вагоне. Условия отвратительные: периодические показательные порки, в ходе которых конечности людей вытаскивают наружу, а затем отрубают; болезни, забирающие жизни сотен людей; отряды, которые забирают детей. Да кормят людей прессованными пластинами из субстанции, о которой лучше не думать, иначе моментально вывернет. А есть надо. Как минимум, для поддержания сил. Потому что Кёртис вместе со стариком Гиллиамом готовят революцию. Эхо уже вспыхивавших мятежей до сих пор звучит, однако, это не останавливает целеустремленного мужчину. Цель – попасть в головной вагон к магнату Уилфорду и решить все вопросы.
На этом про сюжет больше ни слова. Иногда спойлеры бывают злом. Он, конечно, линейный (как бы, иначе быть не могло), но есть пара сюжетных поворотов, которые проберут особо впечатлительных. Поэтому, если еще не видели фильм, посмотрите. Поверьте, стоит того.
Также стоит похвалить операторскую работу. Например, есть сцена в одном из вагонов, которая построена на игре тени и света. И это нереально круто (до сих пор всплывает в мозгу, ей-богу). Конечно же, экранизация также нашпигована различными символами и отсылочками к актуальным вопросам общества и природы. Что идет ленте на пользу: каждый может трактовать ту или иную метафору как угодно.
В какой-то момент герои могут понять, что все действия «небожителей» обусловлены необходимостью. Потому что иначе поступить было нельзя. И все эти вещи – часть системы, а не блажь отдельно взятых богачей. Пон Чжун Хо показывает замкнутую систему со школами, бассейнами и прочими благами цивилизации, которая живет по жестоким законам. И, знаете, это здорово дополняет общую атмосферу фильма.
3. Сериал
Идея создания телепродукта, вобравшего в себя части комикса и фильма, витала года с две тысячи пятнадцатого. Но, волей обстоятельств, ей предстояло вариться в собственном соку до мая две тысячи девятнадцатого. После чего она ожила и стремительно понеслась к реализации. Итогом стал первый сезон сериала «Сквозь снег», вышедший на платформах Нетфликс и TNT. Пхон Чжун Хо стал исполнительным продюссером, так что за историю отвечали совершенно другие товарищи.
Сериал дополняет вселенную, созданную оригиналом и фильмом. По сути, он является приквелом. Действие происходит спустя семь лет после отправки состава в бесконечное путешествие. До восстания, показанного южнокорейским режиссером – семь лет.
Фабула практически не отличается от вышеописанных произведений: в хвосте зреют зерна мятежа на почве неравенства.
В самом начале сериал подозрительно похож на своего «старшего» кинематографического брата. Вот серьезно: как будто создатели взяли за основу раскадровку со съемок фильма и заюзали без зазрений совести. Однако, все это обманка. Дальнейшие события пойдут по своим рельсам, колеся вокруг более привычных материй. Так, в какой-то момент постапокалиптический триллер превращается в детектив. Оно и понятно: надо разбавить прямую линию повествования дополнительными элементами и добавить активности для персонажей. Десять серий – не шутка. И ведь получилось очень даже ничего. Как и большинство продуктов, которые выходят на Нетфликс, следуют простой схеме: первый сезон – бомбический, чтобы подцепить зрителя на крючок, а дальше как пойдет.
К слову, сериал уже продлили на пару сезонов, так что остается надеяться, что все не скатится в плане качества и сценария. Потому что продукт действительно интересный, если закрыть глаза на некоторые современные тенденции в плане подбора актеров и т.п.
Финалочка
Подводя итоги, хочется отметить, что все три продукта вместе образуют очень интересный мир, с которым хочется познакомиться. Все три продукта знакомят с колоритными главными героями и не менее цепляющими второстепенными персонажами. Все три продукта дают повод для размышлений. Все три продукта поднимают актуальные вопросы. Такие дела.
P.S. Уважаемые пассажиры! Компания «Говорящая голова» благодарит вас за проделанное путешествие. Если вы брали в поездку белье, сдайте его контроллеру. Надеемся на скорую встречу.