Смерть на Ниле

Собственно, сначала поговорим о книге.

Смерть на НилеКак и всем людям, Эркюлю Пуаро не чуждо ничто человеческое. Он решает отдохнуть и отправиться в отпуск. Выбор падает на чудесный Египет. Однако, судьба – коварная злодейка решает вмешаться в спокойное времяпрепровождение сыщика. К господину Пуаро обращается молодая миллионерша по имени Линнет Риджуэй-Дойл. Просьба, как водится, чисто по профилю Эркюля – девушке нужно уладить вопрос с давней подругой Жаклин де Бельфор, которая настырно преследует светскую львицу и ее мужа – Саймона Дойла. Чуть покопавшись в грязном белье, становится ясно, что Жаклин – давняя любовница Саймона и подруга Линнет, которая не смогла смириться с разрывом отношений и предательством миллионерши. Эркюль Пуаро отказывается от дела, но проводит беседу с обиженной дамой. Та отказывается прислушаться к голосу рассудка. Казалось бы, сделано все, что возможно в данных обстоятельствах. Пески и достопримечательности ждут детектива с распростертыми объятиями. Отдых, спокойствие, прекрасные виды – красота!

Но судьба вновь путает карты и сводит всех вышеуказанных лиц на пароходе «Карнак». Вдобавок в колоду попадают дополнительные личности, которые так или иначе связаны с Линнет. И вот тут, что называется, начинается суета. Как ты можешь понять, происходит страшное событие, которое вынуждает сыщика отложить отпуск в долгий ящик и приступить к расследованию. На всякий случай, не будем спойлерить тебе весь сюжет, чтобы не портить удовольствия.

Скажем только, что «Смерть на Ниле» можно считать образцовым детективом «старой школы». Поначалу кажется, что это банальное чтиво на один вечер и убийцу можно раскрыть за пару секунд. Но, чем глубже погружаешься в роман, тем сильнее становится мысль: не все так просто и скучно. Среди разношерстной шайки персонажей (у каждого хватает своих скелетов в шкафу) острый ум Эркюля Пуаро разворачивается в полную мощь. Книга переполнена событиями, так что читатель не успевает заскучать. А уж напряжение и попытки вычислить злодея не отпустят до самого финала.

Стиль написания также стоит занести в копилку к положительным моментам. Агата Кристи пишет великолепно. И «Смерть на Ниле» в очередной раз доказывает это. Тут не будет занудных витиеватостей или провисающих моментов. Текст написан живо и легко.

Работа переводчиков также не вызывает нареканий: все сделано максимально хорошо. Кстати, думаю, для тех, кто изучает английский язык, стоит попробовать почитать детектив в оригинале. Он не самый сложный для восприятия, так что книга точно придется по душе людям разных уровней подготовки.

«Смерть на Ниле» - классический детектив, который действительно может приглянуться тем, кто только открывает для себя этот жанр, и людям, которые уже довольно смело плавают в литературном океане. Это приятное и интересное произведение, которое точно скрасит пару-тройку вечеров и не оставит неприятного осадка безвозвратно потраченного впустую времени.

Кстати, книгу на русском и английском языках можно взять в наших библиотеках. А именно, в библиотеках:
• Центральная городская библиотека (зал художественной литературы);
• Центральная городская библиотека (отдел иностранной литературы);
• Библиотеки 11, 15, 16, 21.

Фильм

Кресло режиссера занял Кеннет Брана, который снял «Убийство в Восточном экспрессе» и абсолютно шикарный «Белфаст» (из последних работ). Думаю, большинству он знаком по ролям Златопуста Локонса («Гарри Поттер и Тайная комната) и Андрея Сатора («Довод»). Каст поражал красотой и россыпью талантов. Сам Кеннет Брана, чудесная Галь Гадот («Чудо-женщина»), талантливая Эмма Маки («Половое воспитание»), Роуз Лесли («Игра престолов») и многие другие. На бумаге все складывается более чем идеально. Ну, просто лучше некуда. Вот только результат, мягко говоря, расстроил.

Смерть на Ниле

Пока не отплыли от берега, сразу скажу про режиссера. Практически вся карьера Брана на этом посту похожа на американские горки. Плохие ленты чередуются с хорошими и отличными. После абсолютно пресного и никакущего «Убийства в Восточном экспрессе» вышли прекраснейшие «Чистая правда» и «Белфаст». Поэтому многие ожидали от продолжения «франшизы» о великом сыщике лучшего. Но фильм угодил в ловушку пандемии, а затем в путы скандала, связанного с одним из актеров. В результате, лента, которая должна была увидеть свет в 2020 году, появилась в прокате два года спустя. И, честно говоря, это сыграло злую шутку. Потому что «Убийство на Ниле» вообще ничему не научилось на ошибках первой ленты.

Сюжет, в целом, следует канону. Разве что допустили некоторые вольности в угоду современным тенденциям (читай, «повестка»). Как эти вольности влияют на сюжет? По сути, никак. Но одна из них здорово рушит и так без того плюгавую атмосферу. На пароходе собрались действующие лица, жернова сценария принялись вершить свою работу. Вот только они поломаны. Потому что детективная составляющая – полнейший провал. От умного и внимательного Пуаро из книги не осталось ничего. Тут он слоняется туда-сюда и просто стреляет догадками, надеясь попасть в цель. То бишь, великий сыщик внезапно спустился на пару ступенек ниже в рамках своей же профессии. Но и это не самая большая проблема!

Смерть на Ниле

Убийство случается примерно на исходе первого часа ленты, так что внимательный зритель уж точно догадается, кто именно совершил ключевое преступление. Почему ключевое? А все потому, что Пуаро на пароходе расследует сразу несколько дел, некоторые из которых тесно связаны с основным. Кстати, у преступника есть подельник, на которого ну ооочень уж жирно намекает автор сценария. Так что, мой дорогой друг, тебе не составит никакого труда понять, кто именно учинил беспредел на пароходе. Оставшееся время ты будешь мрачно недоумевать с подхода киношного сыщика, который чередует светские беседы с самолюбованием. И вот, в какой-то момент, даже люди на судне начнут предъявлять закономерные претензии. Но экранный Пуаро методично идет по пути, достойному лучших детективов планеты. Схема выглядит примерно так:

Пуаро: «Убийца Вы!»
Первый пассажир: «Нет»
Пуаро: «Ну ладно, тогда убийца Вы»
Второй пассажир: «А вот и неправда»
Пуаро: «Ага, хорошо. Тогда точно Вы»
Третий пассажир: «Почему же?»
Пуаро: «А потому что ночью вода в Ниле холодная, как и в Вашей каюте»
Третий пассажир: «Ну, тут даже нет смысла спорить. Вы – гениальный сыщик!»
Пуаро: «Я знаю»
Занавес.

И, уж поверьте, это не какое-то ерничанье. Это обида. Обида от того, что потенциально хороший детектив свели до уровня низкопробного ширпотреба, где главным инструментом протагониста является не ум и дедукция, а старый добрый принцип «У меня тут людей убивают, но я не закончил беседы с подозреваемыми». Думаю, с такими установками к утру вырезали бы весь пароход, оставив только господина экранного Пуаро.

Смерть на Ниле

Но за что стоит похвалить «Смерть на Ниле», так это за визуал. Вот уж где нельзя ни к чему придраться. Картинка прекрасная, виды завораживающие. И это, на мой взгляд, действительно лучший элемент фильма. Видно, что над этим очень хорошо поработали.

Смерть на Ниле

Еще один элемент – актерская игра. Как уже было написано выше, каст собрался действительно достойный. И центральные лица максимально интересно отыгрывают персонажей. Остальные прописаны крупными мазками и периодически выходят на первый план. Но даже они неплохо справляются с задачей.

Подводя итог, хочется сказать, что вера в нормальную крупную экранизацию произведений Агаты Кристи все еще жива. Жаль, что последние две даже близко не могут подойти к атмосфере книжного первоисточника. И, пока что, превзойти сериал «Пуаро» с Дэвидом Суше в роли сыщика, не удалось.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.