Почти месяц назад на просторы отечественных киноэкранов вышел фильм «Сто лет тому вперед». Экранизация одноименной повести Кира Булычева. И это событие можно назвать в какой-то степени знаковым. Дело в том, что произведение уже воплощали в виде пятисерийного телефильма «Гостья из будущего». Но что поделать: новые времена, новые герои. Давайте посмотрим, что же из всего этого вышло.
Книга
Сама повесть увидела свет в 1978 году. И даже на тот момент пользовалась весьма солидным успехом. Но все изменилось, когда вышел телефильм «Гостья из будущего» (в 1985 году). И тут, что называется, понеслось. Экранизация прогромыхала и захватила умы детей и взрослых, а интерес к первоисточнику вырос в разы. И, поверьте, там было за что зацепиться и за что полюбить.
«Сто лет тому вперед» состоит из двух частей.
Часть первая – «Гость из прошлого».
Обычный советский школьник из 6 класса по имени Коля Наумов остался дома один. Так сложилось, что его соседа увозят с сердечным приступом. Но, перед отправкой в больницу, мужчина передает мальчику ключ от квартиры и просит передать его своему другу.
Коля попадает в квартиру соседа, чтобы снять мерку с модели фрегата. И видит следующую картину: в таинственной двери, которая всегда была закрыта, торчит ключ. Разумеется, любопытство перевесило все остальные мысли и чувства. Коля пробирается в комнату и обнаруживает странную кабину, которая похожа на телефонную будку. И несколько непонятных кнопок. Мальчик нажимает «Пуск» и «Промежуточная Станция». Как будто бы не следовало это делать, да? Но все случилось.
Герой запустил процесс, который завершается надписью на пульте управления. Надпись гласит «Переброска завершена. Промежуточная станция». Ничего не понятно, но очень интересно…
Выйдя из кабины, Коля понимает, что оказался вообще не в том помещении, где был. Все еще ничего не понимая, парень выходит из здания и видит огромную вывеску «Институт Времени». На удачу школьника, рядом расположился календарь, на котором замерла дата – 11 апреля 2082 года.
Коля понимает, что только что совершил путешествие во времени. Любопытство перебросило его в будущее. Вопреки всему, мальчик не паникует и решает посмотреть, что же это за будущее такое.
Происходит «первый контакт» с местным жителем, который считает оговорки мальчика странными шутками. Но, сам того не ведая, представитель будущего подает Коле идею. Мальчик маскируется под этакого исторического косплеера. И продолжает бороздить просторы дивного нового мира.
В ходе сюжетных перипетий герой сталкивается с космическими пиратами (правда, встреча очень короткая). Затем попадает в космический зоопарк. И, наконец, встречает Алису Селезневу. Отец девочки отдает ей миелофон – прибор, способный читать мысли человека или животного.
И тут вновь на сцену выходят пираты. Они пользуются невнимательностью девочки и крадут ценный аппарат. Но наш герой умудряется перехватить миелофон и бежит к машине времени. За ним устраивают погоню пираты. Однако, Коля успевает запрыгнуть в машину и нажать кнопку «Начальная станция».
Часть вторая – «Три К.»
В больничной палате лежат две девочки – Юля Грибкова и Алиса Селезнева. Последнюю несколько дней назад сбил троллейбус, в результате чего Алиса потеряла память. Надо отметить, что девочка ведет себя странно – использует странные слова, упоминает не менее странные вещи. Юля начинает подозревать, что у Алисы нет никакой амнезии.
Судьба распоряжается так, что Юля Грибкова тоже учится в 6 классе в той же школе, что и герой первой части. Узнав это, Алиса говорит, что ей нужно срочно встретиться с мальчиком по имени Коля.
Чуть позднее в больницу наведывается врач Алик Борисович, который, по идее, должен отсутствовать. Мужчина сообщает, что приехал отец Алисы. Но все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Юля видит, что Алиса напрягается при виде отца. Чувствуя, что нежданно-негаданно возникший родитель представляет угрозу для Алисы, Юля поднимает шум. Псевдо-доктор и псевдо-папа ретируются.
Алиса рассказывает Юле правду. Кто она и откуда. Дело в том, что девочка побежала вслед за Колей и пиратами. Но потеряла след. Расспросив прохожих, она узнала, что сумка с миелофоном у мальчика, который был одет в старинную одежду. Сложив все переменные, Алиса понимает, что это гость из прошлого. Она едет в Институт Времени и попадает туда как раз в момент отправки Коли обратно. Девушка следует тем же маршрутом. Но вместе с ней в 1976 год перенеслись и пираты. А значит, дело осложняется…
Еще больше трудностей добавляет тот факт, что Алиса не знает, какой именно Коля был в будущем. Ведь в 6 классе учатся аж три мальчика с таким именем. Сюжет начинает закручиваться еще сильнее…
«Сто лет тому вперед» можно с уверенностью назвать классикой отечественной детской литературы. Ведь под обложкой скрывается выверенное до мелочей образцовое приключение. Тут и путешествия во времени, и опасные враги, и дружба. Сам сюжет не провисает и в нужные моменты дает перевести дух.
Фильм 2024 года.
Стоит сразу сказать – это вообще ни разу не экранизация повести. Это также не переосмысление советского сериала. Фильм «Сто лет тому вперед» предлагает зрителям новую историю про других героев. Но что же происходит в ленте?
Тут уже стоит предупредить: в тексте ниже можно словить незначительные спойлеры. Если не смотрели, извините.
В не таком уж и далеком будущем Земля стала частью космической федерации. Как следствие, прогресс семимильными прыжками понесся вперед. Но ничто не вечно под луной. Земля вступила в войну с альянсом пиратов, которыми руководит Глот. Сей бравый муж обладал частицей под названием космион. Она позволяла ему перемещаться в прошлое. И Глот использовал ее, чтобы в корне изменить ход боевых действий. Но на пирата нашлась управа в лице Киры Селезневой.
2024 год. Школьники Коля Герасимов и Фима Королев учатся в одной из московских школ. В кабинете своего учителя они обнаруживают тайничок с некой непонятной штуковиной. Коля случайно активирует ее и становится «носителем». А заодно и перемещается на сто лет вперед.
В будущем он сразу же встречает Алису и та понимает, что это гость из прошлого. Профессор Селезнев проводит некоторые эксперименты и выясняет, что в Колю внедрен космион. И вынужденно раскрывает своей дочери тайну про Киру.
Ну и куда же без злодеев?
Весельчак У проникает в тюрьму, где держат Глота. Изначально У хочет убить узника, чтобы занять должность капитана альянса. Но Глот убеждает Весельчака, что им стоит объединить усилия в поисках космиона.
И начинается свистопляска со скачками во времени, «переделками» будущего, битвами и прочими вещами, которые должны быть в неплохом таком приключенческом фильме.
Всех деталей раскрывать, разумеется, мы не будем. Вдруг кто-то еще не посмотрел фильм. Но вот по отличиям пробежимся.
Так, к примеру, робот Вертер, который отсутствовал в книге, но был в сериале, тут представлен не как классический андроид. Он похож на смесь умной колонки и личного робота героя из «Вратаря Галактики» (прости, Господи). И, скорее всего, это более выигрышный вариант. Нацеленность на аудиторию, все дела.
«Просто дети стали старше». Главные герои фильма действительно старше книжных и сериальных вариаций. Помимо возраста, создатели ленты «покопались» и в характерах героев. Теперь перед нами вполне знакомые типажи современных школьников из нашего времени. Они геймеры, слушают рэп (и не только) и т.д. Если у кого-то подобный финт вызовет неудовольствие – ну что ж. Всем не угодишь.
Претерпел изменения и облик города.
Москва в новой версии выглядит как этакий город-сад с огромным количеством парков и строений с заковыристой формой. Но сразу же стоит быть готовым к тому, что рекламные уши будут торчать буквально отовсюду. Так, примечательна сценка, где робот признается в любви подобию банкомата от «Сбера». Автомат же в ответ предлагает взять кредит на путешествие. Ну что ж, даже в прекрасном и далеком будущем будут схожие проблемки.
Но, в целом, главная идея мира будущего ясна – в нем царят добро и мир. Который был добыт ценой страшной войны с альянсом пиратов. В сей клан входят буквально целые цивилизации, у них прослеживается худо-бедно поддерживаемая структура власти. Отсюда и вытекает тот факт, что земляне 2124 года в фильме не такие уж и миролюбивые.
Так, к примеру, мама Алисы Селезневой была космическим спецназовцем, которая, по сути, и спасла всех. Отец девушки – врач. Ну и, конечно, сама Алиса мечтает стать военным кадетом, чтобы пойти по стопам мамы. И это кардинально разводит пути-дорожки первоисточника и экранизации.
Института времени тут также не существует. Зато есть космион, о нем мы уже говорили. За этой штукой и охотятся главный злодей вместе с чертовски харизматичным Весельчаком У. В отличие от мультфильма «Тайна третьей планеты» и советского сериала, нынешняя версия Весельчака выглядит ну очень уж выпукло и ярко. Сыграл его вездесущий Александр Петров. И, стоит признать, что к этой роли он не подошел спустя рукава. Его персонаж веселый, смешной, но способен нагнать мурашек от жути. Правда невозможно отделаться от впечатления, что взяли и смешали Джека Воробья и Джокера из «Отряда самоубийц». Вот вам и Весельчак У.
Что примечательно, персонаж не чужд неких условно благородных порывов. Так, для него слово пирата – не пустой звук. Если он дает клятву, то держит ее, не смотря ни на что. За что, забегая вперед, поплатится.
Другое дело Глот. Этот злодей претерпел, пожалуй, самые значительные изменения. Теперь он выглядит как бедный родственник Харконненов из Дюны. Это уже не подобие червяка-гуманоида с синей кожей из «Тайны третьей планеты».
А вот способность у него весьма любопытная: он может ментально контролировать чужие тела. При этом речь и сознание жертвы сохраняются, но вот конечности ей неподвластны. Также создатели фильма набрасывают ворох интриги о происхождении злодея. Показано, что он следует какой-то религии и поклоняется космической сущности, которая и даровала ему злосчастный космион. Увы, больше деталей не добавили. Но, в общем и целом, злодей не вызывает желание разбить себе лоб ладонью. И на этом спасибо.
«Сто лет тому вперед» получился весьма неплохим для российского рынка. Тут есть и разбивание четвертой стены, и отсылки на разного рода поп-культурные произведения. В лучших традициях постмодернизма (не думал, что когда-нибудь вообще произнесу эти слова). В общем и целом, получился действительно неплохой фильм, который зацепит и молодую аудиторию, а также не даст хорошенько поспать взрослым. Конечно, расти еще есть куда, но фильм нельзя назвать абсолютно бездарным. Такие дела.
А если возникнет желание сравнить книгу и фильм, то мы с радостью поможем в этом начинании.
Булычев, К. Сто лет тому вперед : фантастическая повесть : для среднего школьного возраста / Кир Булычев ; художник Т. Плетнева. - Москва : Искателькнига, 2020. - 254, [2] с.
Где почитать: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал детской литературы), Центральная детская библиотека, библиотеки 2, 3, 4, 5, 11, 16, 21, 25, 30.