Дисклеймер для любителей творчества сэра Терри Пратчетта.
Осторожно! Отдельное мнение по продукту, представленному ниже, может вызвать лютую боль и жжение, а также вызвать в душе светлое и приятное чувство несогласия с автором скромного обзора. Если вы с негативом относитесь к сериалу по книге, прочитайте хотя бы мнение о литературном первоисточнике. А можете и не читать: на сайте и без него много всякого интересного. Спасибо и хорошего дня, вечера, ночи. В общем, спасибо.
«Плоский мир» Терри Пратчетта – крайне приятное место, которое интересно исследовать и хлопать в ладоши от фирменного юмора и невероятно крутых персонажей. Вполне естественно, что цикл из более 40 книг обладает внутренней структурой и делится на отдельные подциклы. Хотите читать про Смерть – пожалуйста, вот вам подборка. Хотите изучить быт и понаблюдать за ведьмами – велком. Нравятся похождения колдуна-неудачника? Милости просим! Присаживайтесь, берите кружку с чаем/кофе/глинтвейном – всё для вас! И, конечно, не стоит забывать о бравых людях, которые попали в ряды Городской Стражи. На их плечах – тяжкое бремя.
Собственно, «Стража! Стража!» - восьмая книга из общего цикла «Плоского мира», и, по совместительству, первая книга подцикла о Городской Страже. Пробежимся по ней.
Дано
Город Анк-Морпок – самый чудесный, самый славный город на Плоском Мире. Торговая столица, научно-магический центр. Каково, а? Город славится своими гильдиями, которые, без преувеличения, хорошо влияют на течение жизни. Почти все школы и приюты находятся под их крылом. Что примечательно, именно эти учреждения дают образование высшего класса. Посреди Гильдии Нищих, Гильдии Жрецов, Гильдии Воров и прочих затесалась самая стильная из фракций – Гильдия Убийц. А всего их свыше 300.
И, так уж повелось, что в Анк-Морпоке с некоторых пор дела пошли в весьма странном ключе. Легализация Гильдии Воров, которая взяла на себя обязательства по предотвращению воровства «без лицензии». Гильдия Убийц оставляет на месте преступления квитанцию, которая моментально служит стоп-листом для представителей органов правопорядка. Однако у них есть некий кодекс чести, который запрещает убийство тех, кто не в состоянии защищаться. Такие дела.
Завязка
В таком замечательном мире существует Стража. Которая, по сути, уже не нужна горожанам. Ведь после легализации количество преступлений, как ни парадоксально, пошло на убыль. В штате службы порядка находятся три человека, работающие в ночную смену. Казалось бы, дальше некуда. Ведь из-за такого бедственного положения капитан Стражи – Сэмюэль Ваймс – впал в отчаяние и крепко увяз в алкогольном угаре.
И вот, впервые за долгое время, ряды стражников пополняются добровольцем. Моркоу Железобетонссон – парень, воспитанный гномами, приезжает в Анк-Морпок по совету человека, регулярно посещающего гномьи владения. И в первый же день ловит главу Гильдии Воров за (удивительно!) воровство. Однако более опытные сослуживцы открывают юноше глаза на то, как всё обстоит. Моркоу не растерял энтузиазма и, следуя новым правилам, сумел добиться определенных успехов. А каких именно, лучше узнать самому. И сейчас я дам тебе несколько причин, почему нужно сделать именно так.
: 1 причина
Потому что «Стража! Стража!» - абсолютно угарная книга, которая поможет тебе укрепить мышцы живота и продлит жизнь на добрый десяток лет. Серьёзно, книга полна юмора всех мастей и расцветок (от вполне себе едкого сарказма до лёгких и ненавязчивых шутеек, которые хорошенько повеселят).
: 2 причина
Колоритные персонажи. Уже вышеупомянутые капитан Ваймс и господин Железобетонссон воспринимаются чуть ли не близкими знакомыми. Им сопереживаешь, над их поступками по-доброму смеёшься, им сочувствуешь и сопереживаешь. А патриций Хэвлок Витинари вообще человечище (и никак иначе). Абсолютно все герои воспринимаются не как клишированные картонки из типичного фэнтези. Вовсе нет. Если в какой-то момент проскальзывает намёк на штамп, он безжалостно высмеивается. И в этом заключается прелесть авторского стиля.
: 3 причина
«Стража! Стража!» - образец качественной истории с подлыми заговорами, драконами, мутной и очень чёрной магией, а также о невероятных в своей прелести героях. В конце концов, под слоем юмора и прочего добра, находится искренняя любовь к фэнтези и серьёзные мысли о природе власти и сопутствующих материях. Так что это вообще ни разу не скучно. Чесслово!
: 4 причина
Библиотекарь – человек, который волей колдовства превратился в орангутанга. Возвращать истинный облик не желает. Очень нетерпим к тем, кто пытается его назвать словом на «о». Он единственный знает, где какие книги размещены, что, само по себе, делает его незаменимым и ценным сотрудником. В остальном, библиотекарь дружелюбен и частенько проводит время в таверне «Залатанный Барабан», где балуется орешками.
Сериал
Вопрос об экранизации столь лакомого кусочка, рано или поздно, встал бы. Работа над сериалом началась в марте 2011 года, однако, проект попал в чистилище долгой разработки. И вот, в марте 2018 года появились первые проблески. Однако, реакция была, мягко говоря, не самой приятной. Первые трейлеры и промо-материалы вызвали самое настоящее бурление и кипение масс. Потому что все понимали: адаптацией увиденное вообще никак не назвать. Всё показанное было максимально далеко от так называемого «бережного и любовного обращения с оригиналом». И, вполне ожидаемо, создатели сериала столкнулись с потоком ненависти и всякого рода гадостей, направленных в самые уязвимые места всех причастных к «надругательству над шедевром».
Ещё больше дров в печку народного негодования подкинула дочь сэра Пратчетта – Рианна, которая открестилась от сериала, намекнув на то, что с оригиналом нет «ничего общего». По всем раскладам получалось так, что BBC Studios собирались дать продукт, который обладал протестной энергией. И дали, чёрт возьми, ещё как дали.
Всё, за что любили книгу, здесь ломается с задорными криками и воплями. Все сюжетные ходы попадают под горячую руку и превращаются в хаос, слепленный из кусков, вырванных не только из первой книги, но и последующих томов подцикла. Очень уж фривольное обращение с прекрасным текстом, которое вряд ли можно было бы простить. Хотя, подозреваю, одной надписи «Где-то в одной забытой подержанной вселенной», которая кочует из серии в серию, создателей предали бы праведному огню. Однако ваш покорный слуга считает, что сериал «Стража» - прекрасный продукт, взявший на себя смелость подрезать название локаций и персонажей из творчества сэра Терри Пратчетта. И вот почему.
Да, сериал вызывает у ценителей ненависть и чувство боли. Потому что он действительно крушит и ломает любимую вселенную с превеликим удовольствием. Ярко, громко, мощно. Вольная пляска монтажа сочетается с вырвиглазными цветами и бодрой музыкой. Некоторые текстовые отбивки сразу же открывают ларчик с воспоминаниями и достают на свет горячо мною любимого «Скотта Пилигрима». Не знаю, насколько будет уместным сравнение, но первые серии буквально насильно толкали меня именно к фильму по мотивам комиксов Брайана Ли О’Мэлли. Особенно, часть второй серии. Ух-х. И такая трактовка имеет право на существование. А почему бы и нет? Ведь на разрушенном «каноне» вполне может взойти цветок чего-то интересного. Сериал может предложить что-то своё. А вот что, узнаешь в конце обзора.
Да, город Анк-Морпок предстал перед зрителями в весьма интересной вариации. Это буквально закованная в сталь и бетон помойка с разрисованными граффити стенами и кучей мусора. Неуютный, колючий, отталкивающий. Авторы явно вдохновлялись концепт-артами в стиле стимпанка или дизельпанка. Бесконечные комья проводов, записывающие камеры, в которых сидят маленькие существа – в общем, образ, далёкий от оригинального книжного. Причём, максимально далёкий. Но, чёрт возьми, это всё работает на создание атмосферы. В сериальный Анк-Морпок быстро проникаешь и чувствуешь себя здесь, словно дома. В город веришь.
Да, они понадёргали персонажей из разных книг подцикла, превратили их в ярко раскрашенных непричёсанных панков, которые тянут лямку члена Городской Стражи. У каждого припрятан свой скелетик в шкафу, который рано или поздно вскроется. Они грамотно вплетены в сюжет и буквально пышут жизнью. Да, авторы внесли изменения в их характеры. Но, как и в книге, каждый из них по-своему хорош. Хотя, конечно, и тут не обошлось без приличной порции гнева людского. Конечно, речь о Шельме Задранец – прелестной представительнице гномов, которая появилась только в третьей книге подцикла. В сериале же её сделали примерно одного роста с Моркоу и, конечно же, убрали бороду. Ну, тут уж что получилось. На вкус и цвет, как говорится.
Да, сюжет, волей секаторов в руках сценаристов, превратился в винегрет, центром которого является личная история капитана Ваймса. К мешанине из книг подцикла о Страже сценаристы добавляют щепотку заимствований из романов, которые к этому подциклу не имеют отношения. Но, опять же, творцы используют приёмы, которые заставляют закрыть глаза на порой странные моменты и несостыковки. Потому что срабатывает нахальное обаяние вольной адаптации.
А вот теперь поговорим о том, почему сериал достоин жизни и не в полной мере заслуживает литры презрения и плевков. При всей своей яркости и протестности, сериальная «Стража» даёт зрителю классическое блюдо: историю о злодеях и магии, о героях, которые бредут вперёд, держа в руках компас прошлого. Историю об артефактах, предназначении и обязательном пророчестве, которое обречено сбыться.
Сериал сложно назвать идеальным. Он и не старается им быть, больше походя на ершистого подростка: неловкого, угловатого, с очень простыми взглядами. Однако этот самый «подросток» способен подарить работающий мир и интересных героев, которые хоть и отличаются от своих книжных прототипов, но всё равно привлекают внимание. «Стража» не отличается изысканным юмором первоисточника (хоть авторы и нарвали для своего детища шуток), но способна повеселить своим видением смешного. И в этом всём кроется самое главное: итоговый продукт противоречив. В этом его самая сильная сторона. Он больше похож на фанфик, если позволите. Смелый и действительно цепляющий фанфик, который предлагает своеобразное видение истории «по мотивам», но не адаптацию. Предлагает неказистую, но обаятельную историю.