Алексей Иванов – один из самых популярных российских авторов последнего времени. И, как следует, его произведения переводят в сериальный или полнометражный форматы. Так, нашумевший «Пищеблок», о котором мы писали. В конце прошлого года свет увидела экранизация масштабного произведения под названием «Сердце пармы». Давайте посмотрим, удалось ли перенести на экран все то, за что так полюбили роман.
Книга
«Сердце пармы» - произведение, которое не позволило нам потерять писателя Иванова. Именно с ним автор дебютировал на общероссийском уровне. Авторитетные критики были настроены неоднозначно, предрекая книге не самую долгую жизнь. Однако сейчас все видят, что даже профи могут ошибаться. Многочисленные переиздания, недавний фильм – все это явно не тянет на забвение. Такие дела.
Сам роман посвящен теме покорения Великой Перми не менее Великим княжеством Московским в 15 веке. Произведение поделено на четыре части, которые охватывают солидный временной пласт: с 1455 года нашей эры по 1482 год.
В Предуралье тех времен царит полнейший разброд, вполне нормальный по тогдашним меркам. Из отличительных особенностей – дикие племена, которые поклоняются своим богам, всюду торжествует колдовство, а православие не имеет силы. И тут на горизонте начинает маячить Московское княжество, которое захотело принести в эти земли не только веру. Край имеет богатства, которые ой как нужны всем, кто сможет до них дотянуться. Стоит отметить, что пришельцев здесь ждут суровые испытания. В такой чудесной картине разворачиваются масштабные и судьбоносные события. Центральное место занимает конфликт двух миров – нового с православием и старого с язычеством. Но перед этим нас вводят в перипетии отношений в Пермском крае.
Князь вогулов по имени Асыка так и норовит изгнать вообще всех русских из Перми. И у этого славного вождя есть некая особенность - мол, он не может пасть от меча или чего-то другого, пока не исполнит свою цель. На другой стороне, в Усть-Выме, Пермью правит князь Ермолай. У Ермолая есть два сына – Михаил и Василий.
Неотвратимое происходит: Асыка нападает на поселение и убивает Ермолая. Сыновьям удается спастись. События начинают набирать оборот…
Михаил после этого перебирается в Великую Пермь, где набирает политический вес. Договаривается с татарскими князьями о союзе, с маленькими пермскими городами о выплате ясака.
Тем временем, его брат Василий правит в Старой Перми. К нему наведался епископ, который решил крестить пермяков. Но в ситуацию вмешивается очередной набег вогулов. Разумеется, Василий собирает войско и направляется «на Югру». Поход заканчивается печально – мужчина погибает в тайге. Его брат, Михаил, также собирает войско и идет отомстить за гибель родственника. Его приключение оборачивается пленением Асыки и захватом его города. Казалось бы, все хорошо… Но нет.
«Сердце пармы» - яркий пример того, насколько разнопланово пишет Алексей Иванов. Особенно, в сравнении с более ранними «Географом глобус пропил» или «Общага-на-крови». Перед читателем разворачивается гигантское полотно, которое окутано духом язычества. Суровый, страшный край со своими жестокими правилами. Жизни и судьбы людей, которые попали в жернова сюжета. И все это подано прекрасным литературным языком. Стиль написания – выше всяких похвал. Автор очень красочно описывает красоты края, быт людей того времени. Если на страницах происходит схватка – то это жесткое динамичное действо. Никаких поблажек для особо чувствительных.
Наверное, нельзя с полной уверенностью назвать произведение историческим романом. Вообще, с жанровой принадлежностью «Сердца пармы» тяжеловато определиться. Тут есть и элементы фэнтези, в которые вплетаются реально существовавшие люди и происходившие события. Поэтому, оставим распри по части жанра более компетентным товарищам.
«Сердце пармы» - действительно шикарный роман. Правда, с наскока его взять не получится. Но, если довериться автору и погрузиться в детально прописанную атмосферу, если прочувствовать нарисованную словом картинку, можно получить от чтения удовольствие. Это очень самобытное, цельное произведение, которое сумеет заворожить красотой языка и жесткостью происходящего на страницах.
Взять почитать:
• Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы).
• Городские библиотеки 2, 3, 11, 15, 16, 21, 23.
• Электронная библиотека ЛитРес
Фильм
Скорее всего, изначально экранизация планировалась в виде сериала. Но, на полпути произошла смена вектора, в результате которой в ход вступили сценарные и режиссерские ножницы. Как итог, в кинотеатры попало почти трехчасовое порезанное нечто. Однако это самое нечто более чем заслуживает внимания.
Сюжет киноадаптации в общем и целом соответствует первоисточнику. Но есть пара серьезных вопросов по части ключевых событий, которые претерпели изменения на экране. Так, например, почему заклятые враги внезапно стали друзьями (тут без имен, иначе можно словить спойлер)? Или почему куда-то делся близкий родственник главного героя? Скорее всего, данные вещи остались на обочине вырезанных материалов.
В остальном, как по мне, все получилось в разы лучше, чем у легендарного «Викинга» с Данилой Козловским. Начиная с картинки, которая тут более чем достойная. Серьезно, чудесно снятые виды и батальные сцены радуют глаза и рисуют добротную картину происходящих событий. Нравы и обычаи разных культур также любезно подчеркиваются с помощью визуала. Да и фэнтезийные элементы сняты отлично.
Сюжетно, к сожалению, фильм подкачал. Повествование в ленте рваное, очень сумбурное. Порой логика уходит в сторону, оставляя зрителя в недоумении: как это вообще произошло и что стало причиной? Опять же, есть подозрение, что тут постарались ножницы сценаристов, которым предстояло уместить в три часа ну очень уж большое количество событий и лиц.
В фильме четко выделяются несколько направлений, которые двигают потасканную повозку сюжета. Как и в книге, это конфликт православия и языческих верований. Если пермяки приняли христианство (правда, с небольшими нюансами), то коренные жители не шибко то и горят желанием отрекаться от богов, которым поклонялись с давних времен.
Еще одна линия – борьба Москвы и царя с пермским князем, который возжелал независимости. Главный герой старается держаться от дел третьего Рима подальше. Мол, дань плачу, на этом, товарищи, все. В ваших войнах и прочих неприятных делах я не участвую. Разумеется, такое положение дел не устраивает Ивана III Великого.
Кроме уже описанных конфликтов, в фильме зритель может наблюдать противостояние внутриличностное. Главный герой мечется меж двух огней: желанием решать все словом, а не мечом, и обстоятельствами, которые заставляют этот самый меч обнажить.
У фильма, в отличие от романа, концовка носит, скорее, положительный, жизнеутверждающий настрой. В книге, увы, все закончилось куда печальнее. Но, если честно, я бы предпочел увидеть на экране «каноничное» завершение. Мне кажется, оно бы идеально подошло, учитывая время, в которое происходят события. Но, что имеем, то имеем.
В завершении хочется сказать, что «Сердце пармы» - хороший фильм. Да, не все так гладко. Да, есть вопросы по поводу персонажей. Но, тем не менее, от него не веет отвратительным ароматом наспех скроенной поделки из серии «и таааак сойдет». Это довольно неплохой по исполнению перенос книги на большие и не очень экраны. А вот стоит ли потратить три часа времени на это – решать тебе, дорогой друг.
Такие дела.