Роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» можно смело называть одним из самых известных приключений. Путешествие мистера Филеаса Фогга и его слуги Жана Паспарту золотыми буквами вписаны в историю мировой литературы. Для кого-то книга стала источником воспоминаний о детстве и первом знакомстве с ней. Для других она открыла окно в мир действительно интересной и по-хорошему светлой литературы. Кому-то еще предстоит познакомиться с бессмертным произведением. В любом случае, наш сегодняшний герой заслуживает высочайших похвал. Как и полагается, у книги имеется многочисленные экранизации, но поговорим мы о самой свежей – а именно, о сериале, который вышел в 2021 году.
Восьмисерийная экранизация поражает масштабом. Несколько европейских каналов объединились и вложили солидные средства для того, чтобы сериал получился максимально дорогим и зрелищным. Все противники засилья графики могут выдохнуть спокойно: съемки велись на натуре сразу в нескольких странах.
Но, как это было со «Стражей» по Терри Пратчетту, фанатам произведения придется не то, чтобы легко. Как и в том случае, создатели «Вокруг света…» предлагают не полноценный пересказ романа, но вольную адаптацию. Из произведения Верна бережно изъяли атмосферу и общую канву (маршрут героев, имена и т.д.). А вот наполнение (читай, проблемы и внутренние мотивы персонажей) авторы сериала создавали с нуля.
В сериале Филеас Фогг предстает этаким грустным мужчиной, который когда-то отказался от своей мечты. Сидя дома, он был простым наблюдателем за кипящей и бурлящей жизнью за пределами четырех стен. Но вот случается событие, которое вытягивает джентльмена из кокона и начинает его менять. Из робкого и тихого обывателя Фогг превращается в увлеченного искателя приключений.
Паспарту сначала тоже воспринимается как вполне себе серый представитель человечества. Плывет по течению, ловко избегает авантюр и старается не ввязываться во что-то неизвестное. Не смотря на какое-то подобие отношений (не любовных, конечно же) с Фоггом, он не верит в его идею, не испытывает даже элементарного чувства уважения к человеку, давшему ему работу. Но чуть позже герой раскрывается с новой стороны: привязывается к попутчикам, преодолевает внутренние распри и становится несколько ближе к книжному образу.
Сыщик Фикс претерпел, пожалуй, самые серьезные изменения. В книге он увязался за Фоггом, так как был уверен, что тот украл 55 тысяч фунтов из Английского банка. В сериале вместо него взору зрителя предстает мисс Фикс, которая моментально завоевала сердца зрителей. Дама в этой компании отвечает за баланс между абсолютно разными и, по-своему, сумасбродными мужчинами. И частенько спасает горе - путешественников от необдуманных поступков.
Сериал набирает обороты примерно со второй - третьей серии. Первая служит холстом для обрисовки мира и героев: завлечь зрителя, познакомить с миром и т.д. И, честно говоря, для начала истории она слишком скомканная и рваная. В некоторых моментах зрителей начнут погружать в личные проблемы, по сути, пока что незнакомых персонажей. Зато дальше повествование становится стройнее и начинается магия кино. «Вокруг света за 80 дней» содержит все ингредиенты, необходимые для цепляющего медиапродукта. Тут тебе и драма, и захватывающее дух зрелище, заставляющее переживать за судьбу Фогга и попутчиков.
Сериал стоит похвалить также за то, что они не гонятся за нарочитой серьезностью или пафосом. В сериале временами случаются внезапные приступы глупости, которые в силах решить только поставленный на прямые рельсы сюжет. От этого, как ни странно, он нисколько не теряет. Наоборот, становится любопытнее.
По свежей традиции, шоу начинают продлевать на несколько сезонов вперед задолго до премьеры. В случае с «Вокруг света…» ваш покорный слуга не до конца выкупил подобный ход. Ведь, по сути, первый сезон как раз завершается триумфальным возвращением в Лондон. Что будет дальше? Известно лишь создателям сериала.
Подводя итог, хочется отметить, что очередная экранизация классики скорее удалась, чем нет. Это действительно красивый сериал, который может скрасить пару вечеров. Но, как по мне, он сильно проигрывает книге. Не столько из-за того, что хирургический нож сценаристов начисто вырезал огроменный кусок «плоти», не столько из-за торчащих ушей так называемой повестки. В нем нет той душевности, которая присутствовала в книге. Но это, опять же, исключительно мнение одного конкретного автора этой статьи, которое не претендует на однозначную истину.
Книга
Собственно, тему оригинала затронули во вступительном абзаце. Роман Жюля Верна прочно занял место среди представителей бессмертной приключенческой классики. И даже сейчас, будучи взрослым, ловлю себя на мысли о том, что книга обладает одним огромным плюсом. Она все так же служит машиной времени, отправляя из серой реальности к ярким приключениям, экзотическим странам и захватывающим переделкам. Да и компания под стать: все-таки, Жюль Верн в персонажах пытался показать многообразие национальных характеров (ну, или это всего лишь мои домыслы).
Сам по себе, роман крайне прост, и в этой простоте кроется его величие. Здесь не будет нагромождений из словес в духе «10 страниц мы описываем пустыню и историю деревца, которое внезапно зародилось во враждебных условиях, потом еще 25 страниц мы рассуждаем над этим деревом, как над символом, отображающим наше бренное существование». Все максимально прямолинейно – роман представляет собой обычный экшен. Путешествие из пункта А в пункт Б и так далее. Но при этом, казалось бы, банальнейший прием смотрится выигрышно. Потому что в ход вступает авторский стиль. А у Жюля Верна он чертовски хорош, смею заметить. При прочтении ни разу не возникает мысли, что читаешь какой-нибудь ширпотребный роман на один день.
Да, сейчас искушенный читатель вполне законно может считать «Вокруг света за 80 дней» старомодным и проходным романом. И это, в какой-то степени, будет правдой. Но, как мне кажется, книга прошла проверку временем хотя бы потому, что она осталась такой же доброй и светлой. Наблюдая за тем, как справляеются с невозможной задачей Филеас Фогг и Паспарту, хочешь верить, что любые трудности можно преодолеть.
Кстати, книгу можно взять в наших библиотеках:
Верн, Ж. (1828-1905). Вокруг света в восемьдесят дней : роман : для старшего школьного возраста / Жюль Верн ; перевод с французского Н. С. Габинского ; иллюстрации Роберта Ингпена. - Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2020. - 269, [2] с. : цв. ил.
• Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал детской литературы)
• Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы)
• Центральная детская библиотека
• Библиотеки 2, 3, 4, 5, 11, 15, 16, 23, 30
Взять аудиокнигу в наших библиотеках:
Верн, Ж. (1828-1905). Вокруг света в 80 дней : аудиоспектакль : [6+] / Жюль Верн ; [автор сценария, режиссер Дмитрий Николаев ; композитор Валерий Белунцов ; исполнители Андрей Данилюк [и др.] ; художник Мария Спехова]. - Москва : 1С-Паблишинг : Мост-В, 2014. - 1 электрон. опт. диск (Audio CD) : mp3, stereo ; 12х14 см.
• Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (зал художественной литературы)
• Центральная детская библиотека
• Библиотеки 2, 3, 5, 11, 21, 23, 25, 30
А также в электронной библиотеке ЛитРес